Rambler's Top100 Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU

Туризм и алкоголь

Туризм и алкоголь


Мне знакомы разные традиции отношения к алкоголю в туристических компаниях:
1. Не пьют никогда.
2. Пьют только в дороге.
3. Пьют изредка в медицинских целях.
4. Пьют по особым случаям (праздники, дни рождения, середина и конец похода).
5. Пьют каждый вечер фиксированную дозу.
6. Пьют вечером, не ограничивая себя.
7. Пьют всегда, когда есть возможность.
8. Приходят в лес и пока всё не выпьют, поход не начинают.
9. Пьют вместо похода.

Мы опробовали все варианты, кроме 8 и 9. Неприятности происходили всегда, кроме случая полного запрещения алкоголя. Приведу примеры.

Досадные неприятности, вредящие другим туристам. Пьянки до середины ночи приводили к тому, что иногда приходилось полночи слушать пьяный базар слишком выпивших туристов; те, кто хотели спать, не могли выспаться из-за громких голосов; палатки были заблеваны, а ряд туристов утром оказывались не в форме, чтобы идти в радиалку. Наутро пившие недоумевают: 'Это ваши проблемы, что вы не выспались. Если вы не спали, значит, вам не особо и хотелось. А мы отлично провели время, не мешайте людям отдыхать'. Случалось, что вечерние мероприятия, не совместимые с алкоголем, были сорваны из-за не вовремя появившейся бутылки, а новички уходили в запой.

Порча снаряжения. Пьяные крайне небрежно обращаются с общественным снаряжением. Сломанные молнии и потерянные колышки у палатки - обычное дело, а то и дырявый катамаран. В случае пьянки при ожидании транспорта и по дороге домой снаряжение часто теряется. Интересно, что люди, благодаря которым происходила порча снаряжения, ни разу не исправили свои ошибки.

Угроза для жизни. Пьяные могут полезть купаться, чтобы освежиться и начать тонуть. Начинающему туристу трудно предвидеть физические нагрузки, которые ожидают его на следующий день после пьянки, результат - плохо с сердцем.

Просто пошло. Сколько раз в походах мы сталкивались с таким зрелищем: полянка у озера, костер, веселая компания, шашлыки, водочка, пустые бутылки, мусор, мат, громкая попса из динамиков автомобиля, трава тлеет от окурков, водитель моет в озере машину - романтика. Конечно, мы так не отдыхаем, но разве вечерние выпивки с неограниченным приемом алкоголя не приближаются к этому? Наутро бутылки грузят в свои рюкзаки вовсе не те, кто их с собой героически нес в горы, чтобы устроить себе и другим 'праздник', а туристы, которые не пьют принципиально: у них совесть не позволяет оставить после своей группы пустые бутылки в кустах. Интересно, что всякий раз, когда я заставлял тех, кто принес бутылки, унести их из леса, эти туристы отказывались и норовили выбросить бутылки где-нибудь по дороге. Еще один случай: прихожу однажды на встречу перед отправлением, гружу рюкзак в газель, и что я вижу: один из туристов, совершенно пьянющий, разливает коньяк, предлагая всем выпить на дорожку. Я это все быстро прекратил (и внутренне порадовался, что родителей несовершеннолетних участников похода вовремя отправил домой). В ГАЗели про меня было сказано: 'Паша иногда бывает таким занудой'. Потом я поговорил с этим туристом, когда он протрезвел. У него была 'уважительная причина', ему надо было выпить, у него личные проблемы. На репутацию турклуба, естественно, наплевать.

Надеюсь, теперь понятно, почему в турклубе 'Уральские тропы' мы запретили употреблять алкоголь до, во время и после похода. При этом для тех, кто нарушает это правило (у нас ведь свободная страна), всегда остается разрешение пить вместо похода (нарушители удаляются).

Примечательно то, что практически никогда ни один из 'героев' перечисленных историй не исправил того, что натворил, даже не извинился. Всё исправляли владельцы вещей, руководители походов бегали в магазины, чтобы покупать новое снаряжение, владельцы заблеванных вещей стирали их сами. 'Героям' и в голову не пришло, что руководителям походов жалко даже не денег, которых стоит испорченное снаряжение, не своего личного времени, бездарно потраченного на исправление их 'косяков'. Им даже не столько страшно юридической ответственности, которую они несут за жизни этих выпивох. Что действительно страшно, это звонить, чтобы пригласить в новый поход скромных туристов, не участвовавших во всех этих алкогольных подвигах, а просто делавших все хозяйственные дела и отлично шагавших с нами в горы, и слышать в ответ: 'Мы не хотим идти с вами. У вас слишком много пьют'. Но этого 'героям' наших историй не понять, ведь они такие классные, веселые, они устроили такую замечательную вечеринку. И кто не хочет идти с ними в поход - и не надо, они не компанейские; испорченная снаряга - мелочь, а руководители походов - просто зануды.

Когда новый человек в турклубе, незнакомый со всеми перечисленными ситуациями, сталкивается с категорическим запретом на алкоголь, у него возникают соображения: 'К чему весь этот фанатизм? Зачем категорический запрет? Не все мероприятия спортивные. Все взрослые люди, могут контролировать себя. Вы же знаете тех, кому алкоголь не вредит. Алкоголь в небольших количествах полезен. Можно, дать людям возможность немного расслабиться'. За такими возражениями лежит протест против ограничения свободы, которого в серьезном походе не избежать. На всё это можно ответить так:

1. Алкоголь вредит во всех случаях, даже если принимается в медицинских целях (в этом случае мы просто считаем, что польза превышает вред). Быстрый согрев сопровождается большой потерей энергии, а временное снятие комплексов, связанных с общением, расслабление и раскрепощение, - последующей опустошенностью и депрессией. Алкоголь - это прекрасная возможность сбросить избыток энергии. Если хотите потерять всё то положительное, что вы приобрели в походе, просто выпейте на обратном пути.

2. Из семи выпивающих с шестерыми всё будет отлично, но обязательно найдется седьмой, который всё испортит (это мое наблюдение совпадает со статистикой: каждый седьмой гражданин России - алкоголик. При такой статистике просто безумие разрешать алкоголь в походе, где есть новички). Поэтому на любых тренингах алкоголь категорически запрещен. У руководителя просто нет времени, чтобы в отношении алкоголя проявлять гибкость, то есть объяснять, почему тебе пить можно, тебе только чуть-чуть, тебе совсем нельзя, а ты - новичок, мы тебя не знаем, поэтому тебе тоже запрещено. Даже на привале не может быть никакой самодеятельности, разрешение на прием алкоголя дает руководитель похода (у него могут быть другие планы на вечер, кроме распития вина, не создавайте ему стрессовую ситуацию, он не должен всё время следить, не достал ли кто-нибудь бутылку), руководитель похода полностью контролирует вещества, изменяющие сознание, - это правило.

3. Руководитель похода несет юридическую ответственность за жизни участников похода. Он не может знать особенностей поведения всех участников в состоянии опьянения. Не факт, что те, кто умеет пить, не напоят тех, кто не умеет, а состояние новичков, особенно если они вообще впервые пошли в поход, не могут предугадать даже они сами. Большинство походных ситуаций не совместимо с алкоголем: резко увеличивается опасность. Поэтому здесь подход может быть только один, как для дорожного движения, - запрет.

4. Даже если пятнадцать человек хотят культурно посидеть у костра и выпить, и только пять хотят принять участие в каком-нибудь мероприятии (медитативном, спортивном, командообразующем, народной игре), то руководитель нашего турклуба пьянку пресечет, и те пятнадцать человек будут ждать по одной простой причине: когда начинается алкоголь, заканчивается любая другая активность. А турклуб не занимается организацией пьянок на природе, даже культурных. У нас другие цели, прием алкоголя им противоречит. Мы ориентируемся на спортивное и личностное развитие, поэтому если для какого-нибудь туриста отдых на природе обязательно должен сопровождаться возлияниями, то ему лучше подыскать себе другую компанию.

Полагаю, эта статья ясно объясняет позицию руководителей турклуба. Дискуссии на тему 'пить или не пить' в походе теперь будем считать неуместными.



Наверх