Rambler's Top100 Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU

Смысл туризма

Смысл туризма


Поскольку я предпочитаю горные походы, то эту статью можно рассматривать как продолжение моей другой статьи 'Почему мы стремимся в горы?'.

Когда туристов спрашивают о том, почему они путешествуют, обычно называют познавательные, эстетические, спортивно-оздоровительные цели, научно-исследовательские, игровые, а также отдых от городской жизни, приобретение новых друзей. Если спросить о туризме как о коллективной деятельности (в турклубе 'Уральские тропы' проведено http://www.uraltropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=299&Itemid=114'>исследование на эту тему), то говорят о целях туристических организаций: о реализации необъяснимой тяги людей к путешествиям, формировании сплоченной команды единомышленников, осуществлении масштабных туристических проектов, желании научить участников походов любить природу, о физическом развитии и тренировке волевых качеств участников, о популяризации туристического образа жизни и туристическом бизнесе.

Часто некоторые из этих целей объединяют одним высказыванием, что туризм - это очень романтично. Но, собственно, что значит - романтично? С течением времени понимание романтики менялось. Изначально романтик - это человек, который борется со всем: обществом, природой, богом, самим собой. В дальнейшем романтизм вселенского противостояния трансформировался в романтику революции и гражданской войны, которая затем заменилась романтикой геологических экспедиций и турпоходами 'за туманом и за запахом тайги'. Романтики, представляя себя нонконформистами, словно не замечали, что их поведение становится общепринятым, 'модным'. Сейчас романтика - это в основном ужин при свечах в дорогом отеле с последующими интимными отношениями, но это уже буржуазные ценности, полная противоположность изначальному смыслу романтики. С этой точки зрения активный туризм - уже не гламурно, если, конечно, это не сафари по Африке на вертолетах и не космический туризм.

Совершенно неромантичное объяснение туризма можно получить из философии русских космистов (направления, которое рассматривает что-либо в планетарных или вселенских масштабах), с точки зрения не отдельного человека, а человечества и природы в целом. Несмотря на, как правило, разрушительное воздействие человека на природу, правильно организованные туристические группы могут даже приносить пользу природе. Они очищают лес от сухостоя, препятствуя возникновению пожара и превращая дрова в наиболее быстро усваиваемый биосферой продукт - углекислый газ. Эта деятельность находится в соответствии с целью человечества (по Вернадскому) с точки зрения биосферы: сжечь как можно больше топлива - нефти, угля и газа, вернув в биосферу утраченный ею углерод.

С другой стороны, многие философские системы запада и востока согласны во мнении, что если у вселенной есть цель, то она - познание самой себя (европейцы знакомы с этой идеей по Гегелю). Туризм также имеет познавательную цель. Конечно, новых континентов уже не открыть, но на Земле есть участки, где перемены происходят очень быстро и новые наблюдения важны, например, районы вулканической активности. Хотя, конечно, активный туризм - это, прежде всего, индивидуальные открытия. Как часто, сравнивая фотографии участников одного похода, мы удивлялись, до чего разный у всех взгляд. Здесь наблюдение как научный метод превращается в наблюдение как творчество. Видимо, вселенной важно не только общее представление человечества, выраженное в научных знаниях, но и индивидуальные взгляды на природу.

Психологические истолкования могут показаться неподготовленному читателю бредом, но зато они могут объяснить приверженность людей разным видам туризма. Сознание и память, по Прибраму, имеют голографическую природу. Это означает, что, казалось бы, самые разные события откладываются в одних и тех же ячейках памяти и могут влиять друг на друга, если имеют сходную структуру. Так, занимаясь разными видами туризма, можно прорабатывать последствия психофизиологических травм в детском возрасте и во время внутриутробного развития. Например, холодайвинг - техника долгого пребывания под водой, активизирует воспоминания, связанные с внутриутробным периодом. Яркие события из далекого прошлого могут влиять на предпочтения в туризме. Например, сплав по бурной реке и спелеотуризм может подсознательно связываться с прохождением родового канала (третья перинатальная матрица, по Грофу), а альпинизм - с кормлением грудью (по Уилсону, горы напоминают грудь).

С точки зрения эволюции биологических видов туризм - не лучший вариант. Человечество реагирует на меняющуюся окружающую среду, создавая множество защитных барьеров. Эта стратегия с точки зрения выживания является выигрышной. Так, термиты, наиболее древний вид на земле, создали в термитниках условия, соответствующие климату, который был сотни миллионов лет назад. У человека таких защитных барьеров три - одежда, дом, поселение. Многие люди очень комфортно себя чувствуют за этой защитой и, с их точки зрения, отправиться в многодневный поход туда, где не будет душа с горячей водой, могут только безумцы. В то же время, если человечество будет развиваться, только создавая барьеры, нас ждет тоталитарное существование в муравейнике. Это понимают йоги и люди, занимающиеся закаливанием, стремящиеся перестроить свое тело так, чтобы чувствовать себя комфортно на природе с минимальными защитными барьерами. Туризм - это также возможность пожить как минимум без одного защитного барьера - поселения, а в случае отдыха на пляже - без всех. Туризм - это также освоение новых экологических ниш, например, альпинизм в высокогорье - это пусть временное, но занятие биогеоценоза ледников, способ сказать, что даже на высоте более 5000 метров может жить человек.

Идеи о жизни без защитных барьеров присутствуют в религиозных учениях. Так, во время счастливой жизни в раю необходимости в одежде, жилье и городе не было. После изгнания из рая бог определил следующие наказания: необходимость работать, чтобы добыть пищу, необходимость носить одежду, в трудах (или муках) рожать детей, смерть. Если попробуем найти место на Земле, где не надо носить одежду и еда сама растет, доступна в любое время, и за нее не надо конкурировать, то это будет маленькая полоска земли. Говорят, есть племена, в которых роды значительно менее болезненны, чем в европейской культуре. Это как-то связано с образом жизни, а значит, и с местностью. Со смертью сложнее. Есть места, в которых субъективное время идет по-другому. Там происходит выпадение из времени, например, кажется, что прошел час, а прошло пять минут, и наоборот. Возможно, это как-то связано с испарениями или излучениями из земной коры. Люди боятся таких мест, но, может быть, живя в них, можно значительно продлить жизнь. На курортах люди забывают о времени и чувствуют себя счастливыми. Представьте, что у вас длительный отпуск, и вы в летнее время отправились на Байкал. Вам повезло с погодой, вы можете загорать, не боясь замерзнуть, вокруг почти нет людей, а значит, нет привычных городских отношений. Чтобы приготовить пищу, вам достаточно поставить котелок на горелку. Через некоторое время вы забудете о будущих делах и ходе времени вообще. Чем не моделирование рая?

Одним из смыслов туризма является поиск потерянного рая. Хотя, по христианству, искать его на Земле бесполезно. И здесь мы можем обратиться к другим религиям. Буддисты путешествуют по Тибету, Алтаю и Байкалу в поисках Шамбалы. У славян есть мифическая страна Беловодье с молочными реками и кисельными берегами. Когда я путешествовал по Алтаю, я думал, что нашел Беловодье. У Кучерлы и Аккема вода молочного цвета, нет кровососущих насекомых, и в Чуйской долине есть растения силы, из которых, возможно, наши предки индоевропейцы готовили легендарный напиток - сому. Сторонники теории зарождения арийской культуры на Южном Урале называют Беловодьем долину реки Белой. Удачный поход создает ощущение рая. Мой первый горный поход на Конжаковский Камень оставил такое впечатление. Горная река, тайга и цветущая тундра заставили забыть о городской жизни. Стояла теплая погода, мы загорали среди снегов (вспомните о наказании ношением одежды). Когда в городе ко мне подошел уличный проповедник и спросил меня, хочу ли я попасть в рай, я ответил: 'Я недавно оттуда, хотите, я вас провожу?'

Кто не предпочитает пляжный отдых, а ходит в серьезные походы, скажет, что туризм - это напряженный труд по 18 часов в сутки. Как же быть со вторым божьим наказанием - необходимостью трудиться? Дело в том, что цель этого труда - не добыча пропитания. Когда европейцы столкнулись с индейскими племенами, они сказали: 'До чего же ленивые народы'. Они не трудятся целый день, а работают ровно столько, чтобы добыть пищу, причем если пища растет над головой, то работа заключается только в том, чтобы протянуть руку. Индейцам же казалось диким работать целый день во имя непонятных целей. ( Мне тоже кажется диким бессмысленный труд офисных работников по 12 часов в сутки.) В то же время индейцы охотно тренируются, посвящая этому значительную часть времени. По Ортеге-и-Гассету, война, спорт и туризм зародились в молодежных тайных обществах первобытных племен. В эти общества входили молодые мужчины и тренировались, чтобы совершить поход для открытия новых земель в случае перенаселенности или осуществить набег на соседнюю деревню, чтобы украсть женщин (это актуально, когда в племени все родственники и влечение к своим женщинам ослаблено в силу инстинкта, запрещающего инцест). От этого наверняка происходит секс-туризм в экзотические страны. Люди с большой работоспособностью трудятся под влиянием инстинкта самосохранения только короткий промежуток времени (это я наблюдаю в поведении студентов во время сессии, когда есть угроза их отчисления, инстинктивно воспринимаемая как опасность для жизни), в то же время длительный труд для пропитания воспринимается как наказание (прилежная учеба в течение семестра, чтобы лучше устроиться в жизни, несмотря на логичность, воспринимается большинством как отклонение от нормы). Одновременно люди тратят много времени на спортивные тренировки, танцы и различные другие хобби, несмотря на кажущуюся их ненужность, потому, что за ними стоят другие инстинкты. Итак, за напряженным туризмом стоит инстинкт продолжения рода, и этим объясняется то, что многие туристы, заведя семью, бросают туризм.

В ведической религии есть понятие 'карма' - действие или деятельность, своего рода очки, которые начисляются за различные дела. Причем иметь много очков, в отличие от телешоу, плохо, так как это увеличивает привязанность к жизни, способствует следующим рождениям и заставляет повторять в нынешней жизни события предыдущих. У кармы есть и научное подтверждение. Человеческий эмбрион проходит этапы биологической эволюции, на некоторых стадиях у него есть хвост и жабры. Если вы наблюдаете детские коллективы, то заметите, что они проходят этапы развития общества. Так, коллективы 10-летних устроены по кланово-феодальному принципу. Поскольку, в отличие от нашего времени, в прошлом было больше народов-кочевников, весьма вероятно, что у нас были кочевые предки. А значит, нам необходимо на каком-то этапе личного развития активно путешествовать, иначе мы не сможем дальше эволюционировать. Это понимают в вальдорфских школах. Там дети в возрасте 14 лет должны совершить турпоход, чтобы научиться самим ориентироваться на местности и готовить пищу, это необходимо для их дальнейшего развития. Такое развивающее путешествие должно быть активным. Человек должен участвовать в формировании маршрута, идти пешком или сам управлять транспортным средством, готовить себе пищу. Коммерческий туризм, когда за человека делают практически всё, а он лишь присутствует, не способствует проработке кармы и не выводит человека на следующий этап развития (см. статью о сравнении коммерческого туризма и турклубов). Активный туризм, если за ним не стоит идея покорения новых вершин и славы, имеет исключительно иррациональные мотивы, кажется лишним и бесполезным для обыденной жизни, поэтому он не увеличивает карму (сродни кастанедовская методика 'неделания'). Гипотеза кармы также объясняет то, почему некоторые туристы бросают путешествовать. Они уже проработали свою кармическую потребность путешествовать, и туризм им стал не нужен.

Даосизм, при всей своей иррациональности и непонятности европейцам, возможно, близок туристам (если они с ним знакомы). Основное его философское понятие, Дао, буквально означает путь, дорога. Интересно, что в русском языке также есть слово, которое приобрело метафорическое звучание, схожее с Дао - стезя. Даосизм рассматривает жизнь как путешествие, а туристы живут, путешествуя.

Мистики ищут в природе места силы - зоны, активно влияющие на сознание и энергетику человека. Хотя такие места есть везде и могут быть рукотворными, самый простой способ найти их - это выбрать природные объекты на карте. Ими могут быть скалы, вершины гор, места на водоразделе между истоками крупных рек, разломы земной поверхности, геометрические точки, в которых сходятся линии от удивительно правильно расположенных природных объектов. Часто такие зоны сопровождаются геомагнитными аномалиями. В народе с такими местами связаны как древние легенды, так и современные рассказы об НЛО. Иногда их разделяют на полезные и вредные, хотя правильнее говорить просто о местах силы, которые могут принести пользу или вред в зависимости от подготовки и настроя человека. У меня есть интересный опыт знакомства с местами силы: я наблюдал влияния разлома в Аркаиме на электроприборы, взаимодействия сознания и погоды на Нургуше и Отортене, изменение энергетики человека на скалах Чертова Городища и Конжаковского Камня. У народов, находящихся в гармонии с природой, есть территории, которые используются для различных целей - оздоровления, продолжения рода, шаманских посвящений и медитаций, тренировок тела и духа. Получается, что туризм - это возможность пережить измененные состояния, изменить энергетику своего тела, в общем, получить опыт, расширяющий наши представления о реальности (см. мою статью 'Мистический опыт в горах').

От сил земных перейдем к небесным. Подумаем о связи туризма с теорией этногенеза Льва Гумилева. По Гумилеву, на Земле есть моменты времени, когда в полосе шириной порядка 100 километров и длиной от 1 до 3 тысяч километров в зонах переходных ландшафтов на основе нескольких народов-предков рождаются новые народы. Рождение народов происходит за счет энергии, по всей видимости, имеющей внеземную природу. Как будто невидимый энергетический луч прошел по поверхности Земли. Иногда рождение народов связывают со вспышками сверхновых (рождение религий - также, вспомните Вифлеемскую звезду). В дальнейшем народ стареет, подчиняясь принципу возрастания энтропии, меняются его отношения со временем и жизненные императивы. Теория Гумилева является альтернативой общепринятым теориям гуманитарных наук и имеет большое число приверженцев среди естественников. В настоящее время доказано влияние солнечной активности на курсы акций, так почему бы не быть космическому происхождению народов? Теория Гумилева не объясняет процессы глобализации и развитие техносферы, также Гумилев не анализирует современное положение народов и практический выход своей теории - возможен ли управляемый этногенез. Гумилев считает, что высотная поясность - это не стык разных природных зон, а отдельный горный ландшафт. Таким образом, одного горного ландшафта недостаточно для этногенеза. Однако Гумилев анализирует народы с момента появления их на исторической сцене, оставляя за пределами изучения момент рождения народов. Может быть, отрицание рождения народов в горах является ошибкой. Если проанализировать не исторические свидетельства, а легенды (то есть менее достоверные, но более древние источники), то окажется, что происхождение народов может быть связано с горами. Вспомните мифические страны Беловодье, Шамбалу, остров Буян с горой Меру. Возле Эдема находились две горы. В русских сказках вход в потусторонний мир обозначен сходящимися-расходящимися горами, аналогично у греков - Сцилла и Харибда, геркулесовы столпы. Горы могут быть интересны тем, что там тонкий слой атмосферы слабее экранирует потоки космической энергии, а значит, больше вероятность появления людей с повышенной энергетикой - пассионариев. Получается, что у горных туристов больше вероятность стать родоначальниками новых народов. Гумилев считает переходными зонами между ландшафтами пригороды мегаполисов. Действительно, люди из пригородов знакомы с разнообразными укладами быта. По моим наблюдениям, основная масса туристов как раз из пригородов либо из маленьких населенных пунктов, переселившиеся в мегаполис, как, впрочем, и практически вся активная, чего-то добившаяся в жизни молодежь (по Гумилеву - пассионарии). Туристы - люди активно перемещающиеся, а глобализм и повышение материального достатка приводит к тому, что есть значительная группа людей, активно кочующая по всему Земному шару, то есть у этих людей большая вероятность попасть в зону этногенеза. Туристы - одно из оснований для рождения новых народов.

Доля правды есть в различных объяснениях, почему люди занимаются туризмом. В заключение я назову свои причины. Для меня походы - это возможность узнать родной край (а также сделать хорошие фотографии - в качестве творчества, материального результата и просто для памяти), открыть и создать для себя места силы (я прошел сотни километров в различных условиях, поэтому я знаю, что на своей земле не пропаду), найти новое за пределами привычной картины мира, сформировать команду единомышленников - людей, с которыми всегда хорошо. У меня есть и иррациональное объяснение, яркий сон, в котором я увидел сразу несколько вершин (люди из других культур считают такие сны шаманскими, важным духовным опытом, от которого европейцы скорее всего отмахнутся, как от странного сна). Некоторые из этих гор я уже посетил в реальности, посмотрим, что будет, когда я побываю на них всех.



Наверх