Rambler's Top100 Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU

Русская баня (очерк)

Русская баня (очерк)


Традиция эта уходит корнями ещё в Древнюю Русь. В летописях Х-ХII веков рассказывается о нравах русичей и летописцы упоминают о "мыльнях". Бани тогда назывались "мыльнями", "мовью", "влазнями" и "мовницами". Из летописей мы узнаём, как наши предки устраивали бани: "...Они строили деревянный дом, небольшой по размерам. В нем было только одно маленькое окошко, которое располагалось ближе к потолку. Все щели между бревнами конопатили древесной смолой, смешанной с лесным мхом. В одном из углов избы находился огненный очаг, обложенный камнями. Также в бане имелась большая бочка с водой. Когда очаг разгорался, камни обрызгивались водой, а дверь и окно закупоривали".

Русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями. В отличие от них, наша баня гораздо сильнее воздействует на человека. Как вам, например, такая традиция: взрослые мужики в парилке дерутся друг с другом березовыми, дубовыми, еловыми, пихтовыми, можжевеловыми и даже эвкалиптовыми вениками, причём дерутся парами и по очереди: сперва один молотит другого, вкладывая в удары всю свою душу, потом они меняются. Бывает даже так, что у кого-то заканчиваются силы и он зовёт на помощь друзей, и вместе они молотят одного! Хлещут друг друга вениками, как правило, люди хорошо знакомые, и продолжается это до их полного изнеможения. Победителем считается тот, у кого больше всего листьев от веника прилипло к телу!

Кажется, что это не баня, а пытка. Так и думали во все времена иностранцы, попавшие в настоящую русскую баню. В парной под ударами веников им казалось, что всё, пришёл конец, и это последние минуты их жизни. Русская баня поражала воображение иностранцев, они ведь привыкли к купальням с теплой водой. Поэтому русские, которые после обжигающей парной ныряли в прорубь, виделись им богатырями.

А вот уже после всей процедуры иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. Удивительные, острые ощущения, связанные с русской баней, запоминались надолго.

Я приобщился к этой древней традиции в селе Белоозёрка Оренбургской обл. Было мне тогда 6 лет от роду, когда меня, маленького, щупленького, отец завёл в парную. Помню, было очень страшно, и я с ужасом, весь в слезах выбежал из неё, а отец ещё успел пару раз хлопнуть меня веником:

С тех пор прошло много времени. Нынешним летом, навещая родных в городе Орске, решил там сходить в общественную баню.

Народу, что называется, 'не протолкнуться', но все относятся друг к другу корректно и уважительно. И только хотел я расслабиться и окунуться в этот мир пара, веников, шума воды и гулкого грохота тазиков, как одна мамаша навязала мне своего 5-летнего сынишку, которого в первый раз привела в такую баню и оставила одного, среди незнакомых мужиков. От страха говорил он сипло и только шёпотом, поэтому я не сразу смог услышать его имя - звали его Дима. В его глазах читался такой неподдельный ужас и уже стояли слёзы, готовые вот-вот пролиться, что я сразу вспомнил себя.

Положение еще усугубил случай с тазиком. Он пришёл со своим крохотным зелёным тазиком поставил его на уже занятую лавку в помывочном отделении. Сразу следует сказать, что беда всех общественных бань - нехватка тазиков и мест для помывки. Почему-то количество проданных мест всегда больше, чем мест для мытья наших бренных тел. Так вот, все места уже были заняты, и малыш поставил свой тазик на занятое место, а пока ходил за мочалкой, хозяин этого места, покрутив в руках непонятный игрушечный тазик, убрал его на окно. Потом он долго извинялся, но Диму было уже не остановить. Он плакал горькими слезами, громко всхлипывая, и даже когда я нашёл его тазик и поставил рядом со своим, слёзы прекратились не сразу. В общем, мне стоило больших трудов уговорить его зайти в парилку, где он сел на самый краешек лавки у выхода и, улучив момент, сразу же выбежал оттуда. Напугало его очень громкое шипение пара.

В общественных банях пар в парилку подаётся из котельной. С одной стороны, это удобно - захотел прибавить пару - приоткрыл вентиль, с другой стороны, громкое шипение действует на слух не самым приятным образом. Хотя я за 10 лет походов в общественные бани к шуму пара привык, этот шум воспринимается как неотъемлемая часть банного ритуала и даже помогает мне, он заглушает праздные разговоры незнакомых людей, как бы отделяя меня от них.

Воспитательная беседа о пользе парилки для здоровья Диму не вдохновила, он попросту её не понял. Убедили его самые простые доводы:

- все, кто пришёл в баню, обязательно идут в парилку, да что там говорить, в баню приходят ради парилки;

- люди из парной выходят довольные и счастливые, и потом опять с радостью идут туда;

- даже маленькие мальчишки примерно твоего возраста ходят с папами в парилку и им не страшно - это для него был самый веский аргумент: 'Хоть у тебя и нет папы, но я ведь с тобой, и если что-то случится, я тебя спасу', - уверенно сказал я ему.

Эти доводы поколебали его страх, и когда он просидел в парилке пять минут и с ним ничего страшного не произошло, он повеселел и потом уже сам звал меня туда.

Научил я его ещё после парилки вставать под прохладный душ, сам же я встаю под ледяной, а если есть возможность, ныряю в холодный бассейн.

По этому поводу был у нас с друзьями случай: 30 декабря парились мы в сауне на берегу озера Шарташ. И решили после парилки искупаться в проруби. День этот, точнее вечер, был морозным - -27ºС с метелью. До проруби было метров 150, и мы решились. Пока добежали, промёрзли насквозь, и в ледяной воде, вот удивительно-то, мне показалась реально теплее, чем на морозном ветру!

В общем, после первого похода в баню у Димы было такое же состояние, как и у меня, то есть полное счастье и блаженство.

В нашей семье зачинатель банной традиции - мой отец, его, в свою очередь, приучил к русской бане ещё дед. Отец ходит в баню каждое воскресенье и пропускает только в исключительных случаях. Готовиться он начинает уже с вечера: заваривает шиповник, сахар почему-то туда не кладет, поэтому берет с собой шоколадку, собирает вещи, выбирает ароматные, шуршащие сухими листьями веники. Кстати, про веники стоит сказать особо.

Ещё задолго до самой бани веники тщательно и с любовью готовят: собирают их в начале июля, обязательно в хорошем месте и только с крепких и здоровых деревьев. Затем веточка к веточке вяжут, сушат и складывают на хранение.

В общем, относятся к ним очень трепетно: как рыбаки выбирают себе снасти, так же и банщики выбирают веники.

Как-то мои родители отдыхали летом в Абхазии. Когда они приехали домой, то отец привез не фрукты и сувениры и даже не вино, он привёз целую сумку эвкалиптовых веток, которые сам нарвал в горах! Из них получились жёсткие и громко шуршащие веники. Бани того года запомнились мне надолго: терпкий эвкалиптовый запах сразу наполнял парную, и все, кто, находился в ней в это время, начинали усиленно дышать носом, видимо, вспоминая ингаляционные процедуры. Веников из эвкалипта нам хватило на всю зиму, и даже ещё немного осталось. Последний веник я положил на полку в коридоре и долго не выбрасывал: проходя мимо, нет-нет да и возьму его в руки, вдохну целебный запах.

Стоит отметить и ещё одну важную деталь, связанную с подготовкой веников. Непосредственно в бане, перед первым заходом в парилку, веники запаривают в кипятке, то есть кладут сухой веник в тазик, заливают кипятком и оставляют на 5-10 минут. Делают это для того, чтобы сухой и жёсткий веник стал мягким и шелковистым, а листья не ломались бы и не облетали, а сидели крепко и долго. Я видел, как запаривают веники тем, что кладут их на горячие камни в парилке (в общественных банях, в отличие от саун и деревенских бань, камни в парилке влажные и листья не подгорают), но сам я предпочитаю распаривать веник в кипятке.


Семь лет мы ходим в одну и ту же баню, за это время я вырос, возмужал, доход мой увеличился и, казалось бы, я могу позволить себе дорогую сауну, ан нет, ходим мы всё так же в одну и ту же общественную баню, так привыкли, что только там нам по-настоящему хорошо и комфортно. А когда пропустишь раз, то уже чувствуется - не хватает чего-то. Те из нас, кто баню распробовал, уже от неё не откажутся.


Я много раз задавал себе вопрос: отчего такая любовь у нас к русской бане, можно ведь помыться и в ванной. Мой отец выразился о крепости банной традиции достаточно просто: 'Это у нас в крови', - сказал он.


Так вот, общественная баня, в которую мы ходим, каждое воскресенье, находится в городе Екатеринбурге на улице Первомайской. Построена она была в 1951 году, тогда ни меня, ни моего отца еще на свете не было, а моему деду было чуть больше двадцати:


Здание это уникально, его фасад украшают три мощных колонны, уверяю, что если Вы зададитесь целью найти здание с тремя полноценными колоннами, то сомнения в уникальности нашей общественной бани у Вас исчезнут.


Такая замечательная баня - единственная в нашем районе, поэтому ее популярность у населения запредельная. Это накладывает свой отпечаток на ее посещении. Баня работает с 9 утра, но очередь в кассу нужно занимать не позже 8.30, иначе в первую партию Вам не попасть, если такое несчастье произойдет, придется ждать 1,5 часа - время разовой помывки счастливцев из первой партии. Как-то, под Новый 2005 Год, 31-го числа, в субботу (естественно, воскресенье было у бани выходным) пришли постоянные субботние и воскресные ее любители. Проблема состояла в том, что одновременно общее отделение могло принять только 34 человека, а желающих было в несколько раз больше. Право первого захода, конечно, было за субботними завсегдатаями, воскресным, естественно, то, что останется, а нам, простым смертным, попасть в баню уже и не мечталось. Все это происходило от того, что субботние и воскресные любители хорошо организованны, они давно дружат между собой и у них назначен человек, который приходит к зданию бани в 6 утра, чтобы первым занять очередь, а когда баня открывается, покупает билеты сразу на всю группу. Но в тот раз нам повезло, мы с отцом пошли к заведующей и она нам предложила здесь же, в бане, отдельную сауну на пять человек, мы не растерялись, нашли еще троих, таких же неприкаянных, как и мы. Все вместе мы скинулись и потом парились до состояния абсолютного счастья! Пусть это удовольствие стоило в 25 раз дороже, чем обычно, но что такое эти деньги в сравнении с нашей мечтой?!


Мы стараемся попасть в первую группу не только из-за очередей. Дело в том, что с утра парилка еще сухая и прогретая, в ней легко и приятно париться. С утра в воскресенье в бане один и тот же состав любителей пара. Они дружны между собой, у них схожее с нашим отношение к русской бане. Это люди здоровые в первую очередь духом, поэтому вместе с ними париться очень весело и комфортно.


В бане важен первый заход в парилку (так и говорят - не посещение, а заход). В первый раз необходимо просто посидеть, погреться (без охлёстывания себя веником), просто почувствовать, какой сегодня пар (сырой или сухой, мягкий или жесткий - настоящие парильщики хорошо чувствуют это, хотя такие ощущения очень субъективны). Телу необходимо спокойно привыкнуть к жару. Всего заходов, как правило, бывает от трёх до семи. Если меньше, эффекта от бани почти не будет, больше - серьезная нагрузка на организм. У меня количество заходов в парную каждый раз разное, в зависимости от настроения и самочувствия, я слушаю свой организм и точно знаю, сколько мне сегодня нужно. Отец же мой зайдет, попарится, выйдет, обольется ледяной водой и идет опять в парилку - это все у него считается за один раз, пока он так ходит, я все время сижу в парилке, но у него свой метод (в чем его суть, я, признаться, не понимаю).


В молодости, занимаясь лыжными гонками, мы командой раз в неделю обязательно посещали баню. Был у нас спортивный врач, он нам очень доходчиво объяснил действие русской бани на организм. О влиянии кожных раздражений на деятельность внутренних органов и тканей врачам известно давно. Оказывается, в парилке при высокой температуре чувствительность клеток кожи к раздражениям снижается, поэтому с помощью веника воздействие на кожу и нервные окончания многократно увеличивают (по эффективности это сильнее многих видов массажа), происходит сильное потоотделение, поры расширяются, организм начинает освобождаться от всего лишнего, накопленного за неделю (а у кого-то за всю жизнь). Клетки мышц и всей нервной системы расслабляются, снимаются спазмы, усиливается кровообращение и питание тканей. А когда сразу после парилки обливаешься холодной водой, из-за резкого перепада температуры поры сужаются и кровь обильно приливает к поверхности тела - это восстанавливает нервные окончания в коже и, соответственно, всю нервную систему, происходит сброс накопленной психологической усталости, нервно-эмоционального напряжения, негативной энергии, все вместе это омолаживает и укрепляет организм. Правда, для сердечно-сосудистой системы это серьезная нагрузка, поэтому банные процедуры противопоказаны при некоторых заболеваниях (перечень можно узнать у любого врача).


Среди парильщиков существует извечный спор, такой же древний и неразрешимый, как вопрос: 'Что было раньше курица, или яйцо?' Вопрос 'как подавать пар?' многим из нас не дает покоя. Открыть вентиль паропровода до отказа, подождать, пока парная наполнится свистящим обжигающим паром, потом закрыть, а когда парная начнет остывать (происходит это за 2-3 минуты), снова открыть? Или приоткрыть вентиль и оставить в таком положении, чтобы температура была постоянной? Может быть, для Вас это совсем не важно, но я был свидетелем очень свирепых споров по этому поводу. Аргументы обеих сторон примитивны до ужаса. Например:


- если пар идет постоянно, но с небольшим расходом, то он начинает конденсироваться в трубе и становится сырым;


Другая сторона утверждает, что:


- если вентиль закрыть, пар в трубе начинает остывать и осаждаться, а потом при резкой подаче в парилку давление его понижается и происходит дополнительное снижение температуры, вот тогда пар точно становится холодным и сырым!


У меня на этот счет есть свое мнение, но когда я спросил одного уважаемого в бане человека, как он предпочитает подавать пар: 'Открывай, как считаешь нужным, или как тебе больше нравится', - ответил он. Чтобы перевести этот спор из философской плоскости, где он сейчас находится, в научно-практическую, необходимо привлечь к изучению вопроса высококлассных специалистов и провести серьезные независимые исследования, а выводы прикрепить в парилке рядом с вентилем!


Вот я сижу в парилке, и жарко так, что пора выходить, а тут заходит тщедушный, сухонький старичок и заявляет: 'Чего у вас тут так холодно, как на улице?!' (дело было в февральские морозы) - и открывает вентиль на 'всю катушку' (делает он это для того, чтобы в парилке стало посвободнее), я продолжаю сидеть, и мне кажется, на теле будут ожоги, пот льёт в три ручья, а тебя ещё веничком, веничком - незабываемые ощущения. А потом выбегаешь и сразу под холодный душ, сперва страшно - вода ледяная, но пересиливаешь себя, и оказывается, что вода совсем не холодная, она скорее обжигает разгорячённое тело, от которого валит пар. Отдыхаешь на скамеечке после парилки, пьёшь крепкий чай с шоколадкой, в пол-уха слушаешь разговоры завсегдатаев, и так хорошо и спокойно в душе, что и желать больше нечего. Потом отдохнёшь, остынешь и опять в парилку. Когда туда только входишь, тепло так и окутывает тебя со всех сторон, все клеточки расслабляются, открываются этому теплу, наступает такое блаженство, что поток мыслей сам собой останавливается, и ты просто сидишь, глупо улыбаясь, так тебе хорошо. В это время я прижимаю распаренный веник к лицу и вдыхаю острый горьковатый запах берёзовых листьев - тогда перед глазами встаёт солнечный летний день, бескрайние поля трав, стрёкот кузнечиков и высокое, прозрачно-синее небо. А открою глаза, уберу веник от лица - и я опять в парилке. А ещё можно подумать о том, что за этими, в сущности, тонкими стенками стоит крепкий мороз и дует ледяной северный ветер, вот тогда начинаешь ощущать всю прелесть банного жара. И паришься до такой степени, что уже хочется выбежать на улицу в этот зимний мороз, тогда, значит, ты дошёл до кондиции, значит, пора выходить.


После бани сознание чистое, как будто смыл с себя всю усталость, всё нервное напряжение, все горести и печали, накопившиеся за неделю, как заново родился. Ощущение такое, что твоя жизнь начинается с чистого листа, и столько в тебе сил, и разрастается в груди радостное желание жить! Каждый раз, когда я выхожу из бани (а это значит, каждую неделю), я чувствую, что передо мною тысячи дорог, тысячи путей и все они открыты - можно идти любым, и, мало того, я знаю, что все они ведут к счастью! Вот тогда я ощущаю свою великую внутреннюю свободу. Ради одного только того, чтобы испытать это ощущение, я и хожу каждую неделю туда.


Есть ещё одна разновидность русской бани - это http://www.uraltropa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=166&Itemid=85'>походная баня. Это самая экстремальная баня, в которой я побывал, но и самая, на мой взгляд, полезная!


Устраивают её, как правило, туристы-походники или люди, которым по роду деятельности приходится долгое время находиться вне цивилизации.


Мы с друзьями из турклуба 'Уральские тропы' периодически устраиваем такую баню. Как-то я описал один день походной бани, и, самое главное, описал свое состояние (сейчас нашел свои записи, перечитал их и решил ничего не менять).


'Я проснулся в 6.00 утра с ощущением большой и спокойной радости. За окнами утренние сумерки, по-осеннему холодно, город ещё спит (сегодня воскресенье). Так здорово слушать тишину, когда ты проснулся самый первый, смотреть в черное небо на яркие точки звезд, неторопливо заварить на кухне душистый чай и держать горячую кружку в ладонях, наслаждаясь ароматом. Потом собраться и ехать по ещё ночному городу, по пустым освещённым трассам, слушать сильную свежую музыку, которая вдохновляет и заряжает.


И вот уже меня встречает осенний лес, сырой и прозрачный, так спокойно и тихо, как будто всё вокруг замерло и прислушивается, я даже догадываюсь к чему - к мягким и осторожным шагам осени. Серое спокойное озеро, вода в нём свежая и чистая, а если зачерпнуть её в ладони, она обжигает холодом, озеро дремлет и готовится к зиме.


Сегодня я здесь самый первый, поэтому начинаю собирать баню: это большая пирамида из гранитных камней с топкой. Камни укладываются в определённом порядке плотно друг к другу, чтобы во время их прогрева огонь не вырывался через щели между ними. Потом я развожу костер внутри пирамиды. Для прогрева стольких камней нужно много дров - примерно три 70-летних сосны (сухих, конечно), огонь горит 5-6 часов, за это время камни становятся красными от жара и подойти к ним можно не ближе, чем на вытянутую руку.


Одному мне столько дров не собрать. Поэтому я жду друзей. Вот они идут, весело переговариваясь, и я пытаюсь угадать, кто придет первый. Мы вместе дружно валим сухары (сухостой), пилим их на чурки, колем и подбрасываем в топку. В котелке завариваем чай, варим макароны с тушёнкой, одним словом - жизнь кипит. Тишина озера разбивается нашим дружным смехом, стуком топоров и звоном пил. И вот уже рядом с пирамидой камней возвышается пирамида дров. Дрова сосновые - смолянистые, они трещат и стреляют в топке.


Когда камни почти готовы, начинается дождик, сейчас он тихий почти незаметный, но постепенно он набирает силу и становится понятно, что это надолго, может быть, даже на всю осень. Я радуюсь этому дождю, может быть, это странно, но я мечтал о нём, когда в +40ºС мы на велосипедах ехали по трассе Москва - Калуга в Италию, у нас кончилась вода и очень хотелось пить, а солнце, белое и безжалостное, обжигало нас, и мне казалось, что встречный ветер несёт жар пустынь, такой он был горячий. Тогда я мечтал только об одном: оказаться дома под мягким осенним дождём, среди облетающих листьев и мокрых деревьев ...


Но вот всё готово: огонь в топке потушен, угли мы выгребли и теперь вместе натягиваем над пирамидой тент. Он огромный, 6*4 метра, с тамбуром. От жара камней он трепещет, как живой, и надувается горячим воздухом, сверху по нему барабанит дождь и тут же испаряется.


Начинается сама баня. Мы замачиваем берёзовые веники в озёрной воде, вскипячённой на костре, и паримся, потом с разбегу прыгаем в озеро, отдыхаем у костра и опять в парилку. В это время у меня всегда возникает ощущение невесомости и счастья : как будто тело легкое и свободное настолько, что я могу взлететь, и когда я закрываю глаза, я чувствую, что лечу, и даже открыв их, я воспринимаю мир по-другому, мир для меня становится понятным, каким-то лёгким и прозрачным.


Потом мы пьём чай у костра, но дождик торопит домой, и мы уезжаем. Я прощаюсь с лесом и озером, я знаю, что в следующий раз я увижу его уже зимой, когда здесь будет снег, и чтобы искупаться в озере, придется делать прорубь:


Я еду в город вместе с Татьяной, на её машине (на моей уехал брат). В лобовое стекло врезаются капли холодного дождя, встречные машины окутывают нас облаками водяной пыли. Таня ведёт аккуратно и уверенно, поэтому мне как пассажиру очень уютно и комфортно.  Мы говорим о разных разностях: о жизни, о знакомых, о работе, об отдыхе, да обо всём на свете. Всё это время ощущения гармонии и счастья только усиливаются во мне. За разговорами дорога проходит незаметно, даже несмотря на обязательные километровые пробки на въезде в город, и вот уже мой дом, пора прощаться. Кажется, что мне должно стать грустно - ведь закончился один из удивительных и счастливых дней моей жизни. Но сейчас я уверен: жизнь только начинается. Будут новые дни и новые встречи, новые события и впечатления, будет столько всего, что сердце на миг замирает от счастья, будет ещё целая жизнь, моя жизнь!'



Наверх