Rambler's Top100 Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU

Нелетняя погода: Таганай-2007

В качестве работы над ошибками (кто не читал отчета с Вогульского камня: приходилось бежать с ребенком в рюкзаке почти без передышки, в итоге бедолага засиделся, намерзся и наголодался) наш папа предложил пойти только в качестве папы. Предполагалось, что мы двинемся потихонечку, пропуская вершины через одну, чтобы дать достаточное время Андрюше размяться на травке, вдумчиво поесть и, возможно, даже поспать лежа. А группу, дескать, поведет: ну, кто-нибудь. В итоге, естественно, никого не нашлось, Паша пошел руководителем, а мы - не пропадать же настрою! - на общих основаниях.

И не пожалели (надеюсь, за сына говорю правду). Андрюша чувствовал себя явно лучше, чем кто бы то ни было.  Ноги у него были целые, одежда относительно сухая (я надевала все, что было, - не успевало промокнуть). Недосыпал, но спал все же на порядок больше, чем мы. Ел холодную кашу и ледяные мясные консервы, зато 4 раза в день (когда дождь кончался и привал продолжался хотя бы 10 минут).

Зато мы, как обычно, без фанатизма не обошлись. Количество восхождений оказалось рекордным. Возможно, не вопреки, а благодаря плохой погоде. Во всяком случае, последний, самый тяжелый для меня подъем я совершила именно по этой причине - просто сидеть и ждать в тумане и сырости мне представилось настолько заунывным, что лучше уж самые трудные трудности!

Итак, день первый: ночной переход. Двухчасовое плутание по болотистому лесу. Группа отчасти деморализована - сказывается бессонная ночь. Но рассвет и найденная дорога повышают настроение. Лагерь 'Белый ключ' у подножия Двуглавой сопки. Наиболее сильные духом варят кашу и отправляются на гору, несмотря на туман. Остальные отправляются спать, мы с Андрюшей в их числе.

Откликной гребень. Паша по прошлому разу запомнил, что подъем туда опасен, и не захотел туда лезть с Андрюшей (правда, в этот раз он нашел совсем легкий подъем). Остаемся на лагере с Женей и Леной варить суп. На этой стоянке меня больше всего впечатляет гениальный примус, на котором вода кипятилась часа два. Предложила его тут же оставить в назидание потомкам, но руководство не сочло:

Погода частично налаживается. Впереди Долина Сказок и Круглица. Группа отчасти разлагается от усталости, но Паша обещает мне, что хоть втроем, но мы на Круглицу все равно пойдем, ведь ее специфическая форма делает ее символом материнства. Под вечер видимость установилась, и под горой осталась только небольшая часть наших, большинство же поднялись и не пожалели. На мой взгляд, идеальная гора: отличная дорога, в меру крутая (в противоположность горам Северного Урала, занудным от своей пологости, на Южном горки очень милые и компактные), прекрасный устойчивый курум как раз нужного размера, не мелкий и не огромный, немалая высота (1178) и интересная панорама. Паша мне сказал по секрету, что если мы дойдем на ночевку вниз, до приюта 'Таганай', то это будет фантастика - но мы это сделали! Ура! Тут, ближе к ночевке, и второе дыхание открылось. А может, третье. Все развеселились, жизнь наладилась. Дождя фактически не было. И отнюдь не сразу упали и заснули, как я думала. Долго еще у костра шла тусовка, всё не могли расстаться - а я, увы, была лишь незримым слушателем.

День второй: объективно самый сложный. Пусть впереди всего одно восхождение, но зато какое! Сначала восемь километров по глубокой грязи. Потом - бурелом на куруме. И, наконец, сам курум - огромные острые камни под мокрым мхом. И проливной дождь, и ветром сдувает с камней (накидку от дождя пришлось поэтому снять). Это Ицыл. Переводится, предположительно - 'вечный ветер'. По счастью, Андрюша самый ужас мирно проспал у папы за спиной. Проснулся почти на вершине и был добр и весел. Ну и нам на вершине тоже стало хорошо: на пять минут открылось панорама и встретили человека, показавшего тропу. Вниз было  идти на порядок легче, но все-таки при слове 'Ицыл' до сих пор дрожь пробирает.

Другой части группы тоже повезло. Они собрались идти на скалы 'Три брата' неподалеку от лагеря, но попали на Дальний Таганай по ошибочному указателю. Местные отлично знают, что он фальшивый, но почему-то не меняют - предположительно, потому, что одинокому безработному метеорологу на Дальнем Таганае просто скучно. Я говорю - повезло, потому что в противном случае одна девушка в группе осталась бы вовсе без восхождения за все три дня. А так - не зря все-таки сходила на Таганай!

День третий. Возвращение в экстремальном режиме. Тропа представляет собой жидкую грязь, временами переходящую в некое подобие водоема. Паша страдает коленом и на удивление идет позади всех, я же, видимо, как раз вошла в форму - часто оказываюсь первой. Предлагаю ему поменяться: Андрюша все-таки легче его огромного рюкзака. Идти под Пашиным рюкзаком оказалось невероятно тяжело не только из-за его веса, но и еще из-за неудобства: возможно, рюкзак, как собака, проявлял верность хозяину.

В итоге всего за три дня все-таки удалось войти в настоящее походное состояние, что не удалось бы так быстро, если бы не плохая погода и не жесткий режим покорения вершин. Состояние это таково, что тебе уже все равно, в мокром ты или в сухом, ел ли, устал ли, ноют ли ноги. То есть физическое состояние совершенно вторично, главное - дух. Есть цель - идешь к ней, вот и все, остальное неважно. (Мда, не я ли в  начале похода ставила целью избежать фанатизма? И вот сама в него впала: Видно, без этого никак.) Исключительно силой духа пришлось покорять Двуглавую сопку, ибо все прочие силы меня оставили. Паша, видимо, не очень-то верил в мой дух и все не хотел меня брать на восхождение (а может, ему было неудобно, что он пойдет налегке, а я с 15-ю килограммами за спиной), но даже ему пришлось уступить - а я точно знала, что я это смогу! Ну и - куда деваться - самая крутая гора нашего маршрута покорилась (впрочем, крутизну ее сглаживали хорошая тропа и малая протяженность курума). Наградой были причудливые скалы и на минуту открывшийся вид - ну и чувство полета, конечно, и радость преодоления.

Обратно - почти бегом. На стоянке, ни на секунду не теряя концентрации, максимально скупыми и точными движениями - кормить, есть, переодевать: Быстро, быстро! Впереди цель - теплая 'Газель'! Несемся по раскисшей дороге, обгоняя другие группы. Кого что гонит, а  меня - стремление скорее ребенка поместить в тепло и сухость, и состояние дороги мне уже совершенно безразлично. И вот мы у машины - невероятно - в намеченное время, в 21.00. Ура, товарищи!

P.P.S. Долго думала и все же решила, что ребенок не был пассивным 'предметом переноски'. Нет, он явно радовался, когда вокруг было красиво. Панорамы приводили его в возбуждение. Вообще он у нас любитель камней  И не знаю, как насчет силы духа, но явно он ощущал что-то такое, что позволяло ему стойко переносить трудности. А когда я ему внушала: 'Здесь поход, потерпи. Или: ешь давай, а то до вечера возможности не будет, и т.п.', - годовалый ребенок проявлял понимание! В городе он и по поводу меньших неприятностей заявляет протест!

P.P.P.S. А самый красивый вид все-таки был с высшей точки трассы при выезде из Златоуста. И весь город, и Таганай, и закат какой! Все-таки хорошо, что мы поехали.