Предлагаю представить сложившуюся туристскую группу, у которой уже есть палатка, катамаран и прочее общественное снаряжение. Если к такой группе присоединяется новичок, по сути, он пользуется чужими вещами (конечно не единолично, а коллективно с остальными участниками группы). И в этом собственно нет ничего плохого. Это в своем роде некая благотворительность группы по отношению к новому участнику. Но рано или поздно наступает момент, когда палатка изнашивается и требует замены, катамаран - дорогостоящего ремонта, появляется необходимость в покупке дополнительного недешевого снаряжения. И вот он час расплаты за былое пользование и участие в мероприятиях группы. Члены группы собирают 'на коленке' средства и идут в магазин. Вложиться ли наш новичок? Если да - это его плата, нет - чистой воды халява.
Посмотрев на такую халяву с экономической точки зрения, мы поймем, что это, по сути, механизм, позволяющий переложить свои возникшие потребности или обязанности на 'чужие плечи' (например, распределить свою обязанность на всю оставшуюся группу). В конце концов, в оставшейся группе найдется сначала один, затем второй и так далее, кто не сможет 'спонсировать' халявщиков и нести бремя обеспечения группы лишь за свой счет. И это будет началом конца общего дела. На мой взгляд - это путь в 'никуда'.
Биологам известно, что паразитизм - не лучший из видов симбиотического сожительства организма. Не лучший, разумеется, вовсе не в этическом плане, а в том, что касается его биологической эффективности. Уж слишком зависимым от организма хозяина оказывается лениво питающийся его соками. Уж слишком круто ограничена его свобода, что бы ни казалось ему самому относительно собственного положения. Уж слишком шатким оказывается благополучие тех, кто по тем или иным причинам (воспитание, привычка, личный моральный выбор) вступил на путь последовательной и сознательной халявы.
Я думаю, каждый осознает, что любое начинание требует финансовых вложений. Собрался в поход - кроме личных рюкзаков, спальников, одежды и обуви, потребуются палатка и костровой набор на группу. И их нужно будет купить!!! Купить коллективно, сложившись всеми участниками. И потому 'халява' - это враг любого начинания, любого дела.
Когда люди, участвующие в походах клуба, спрашивают меня за что они платят средства сверх их пониманий затрат (транспорт, еда, расходные материалы и др.), я объясняю, что эти вливания пойдут на развитие. Этим скромным взносом каждый снимает с себя лейбл 'халявщика' и, по сути, помогает жить и развиваться общему делу. Задумайтесь, почему у вас не возникает вопросов относительно необходимости оплаты 'коммуналки' или мобильного телефона. Да, часто распределение наших средств в этих структурах неэффективно, но без оплаты коммунальщики и связисты разорились бы, а мы оказались у 'разбитого корыта'. Самая страшная плата за халяву выражается в том, что халявщик перестает уважать и ценить чужой труд, чужие ценности, чужое творчество. Когда нам что-то достаётся без труда - это развращает. Народная мудрость гласит - бесплатное и не ценится, и впрок не идет!
Беда нашего постсоциалистического общества, я считаю в том, что многие воспринимают халяву, паразитизм как должное. Безусловно, ведь к ней очень быстро привыкнуть, привыкнуть как к норме жизни. И чем ее больше, тем еще больше хочется. Общество уверовало в чужие 'дармовые' обязанности по отношению к себе любимому.
Я с огромным уважением отношусь к благотворительности. Взять новичка с собой без взноса на развитие, без учета амортизации снаряжения - безусловно, благотворительность. Но она - удел богатых людей и организаций, на которых она почти никак не отразиться. Мы же не благотворительный фонд, нам не помогает 'богатый дядя' или государство. Мы самостоятельно пытаемся устойчиво стоять на ногах и развиваться. А ваш скромный взнос 'на развитие' - это возможность существования и развития общего дела и турклуба. На мой субъективный взгляд право на жизнь имеют разные виды организаций (и группы занимающиеся благотворительностью, и индивидуалисты, и клубы с членскими взносами), а люди сами разберутся, что им подходит и с кем готовы ходить.