Rambler's Top100 Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU

Как я сходил в лыжный поход на Таганай

Национальный парк “Таганай” (в переводе с тюркского Таган-Ай – Подставка Луны) общей площадью 56843 га расположен в западной части Челябинской области, в одном из наиболее уникальнейших уголков Южного Урала – в районе Таганайского горного узла, чуть севернее старинного уральского города Златоуста.
Протяженность парка с севера на юг 52 км, с запада на восток в среднем 10-15 км (наибольшая 21 км). Живописность и неповторимость горных пейзажей Юрмы, Таганая, Ицыла отмечали многочисленные ученые, путешественники, художники и писатели. За свою красоту эти места часто сравнивали со знаменитыми альпийскими ландшафтами, называя их “Русской Швейцарией” и “Уральским Тиролем”. Но не только в этом уникальность национального парка “Таганай”. Здесь почти нетронутыми сохранились многие ценные экологические системы – горные тундры и луга, подгольцовые редколесья, реликтовые леса (по материалам сайта taganay.ru).

Мое путешествие на Таганай облегчалось тем, что руководителем намеченного похода был Кухоров Валерий, с которым я познакомился еще в походе на вершину Юрма в ноябре 2010 года, турист со стажем, имеет опыт многочисленных сложных лыжных походов. Мы тут же списались с Валерием, он включил меня в список членов группы. Долго готовиться к походу мне не пришлось, все необходимое было еще с прошлого лыжного похода. Однако, раз у меня своих лыж не имелось, Валера сказал, что возьмет для меня охотничьи деревянные лыжи «Лесные». На Иремель я ходил на пластиковых лыжах, а теперь мне предстоял путь уже на широких, деревянных. Я съездил купил билеты до Екатеринбурга и обратно и с нетерпением стад дожидаться 5 марта , дня отъезда. Итак, 6 марта 2011 года утром я уже на ж/д вокзале г. Екатеринбурга, сел в метро на первую электричку и в 6-20 был уже на станции Геологическая.

Выйдя с метро, нашел припаркованную Газель, к которой стали подходить уже ребята, с которыми вместе пойдем в поход. Был приятно удивлен тем, что в поход, кроме Валеры, также пошли еще ребята, с которыми ходил на Юрму – Стас, опытный турист и Елена, также бывавшая во многих походах. Познакомились с остальными уже по пути: Леонид, друг Валерия, балагур и весельчак, кладезь различных историй и анекдотов, заядлый турист; молодая семейная пара – Костя и Аня, их подруга Таня, и, также весельчак, теска Александр. Многие из ребят уже когда-то побывали на Таганае, но все равно с собой у нас были и карты и на всякий случай ДЖИ-ПИ-ЭС. Постепенно стали подъезжать к предгоръям, при этом погода совершенно испортилась, дула непрекращающаяся снежная вьюга, видимость дороги была неважной. Оставалась предполагать, что там творится, на маршруте. Проехали город Миасс, а еще через 30 км. заехали в г. Златоуст, конечный пункт нашего автомаршрута.

Погода чуть прояснилась, в окна увидел сам город, и мне он очень понравился. Он расположен вдоль нескольких больших вершин, лесистых отрогов, при этом город не маленький, по нему ходят трамваи, в какой-то момент увидели огромную снежную гору, выяснилось, что это местный горнолыжный курорт. По дороге выяснилось, что взяли только один котелок, поэтому сделали остановку в магазине и купили единственный имеющийся котелок на 5 литров. Потом еще очень долго ехали по городу, пока не выехали на его дальнюю окраину, к дороге по лесу, где вскоре Газель остановилась – мы приехали к главному входу в заповедник. Пока Валера сходил и зарегистрировал группу, мы вытащили снаряжение, распределили по рюкзакам, и вскоре вышли на маршрут. Изрядно проголодавшись, около 12 час. 30 мин., примерно в 500 м. от начала маршрута устроили импровизированный обед – встали чуть левее от буранной дороги, чтобы никому не мешать, и достали провианты.

Особенность данного похода от похода на Иремель, это то, что обеды формируют сами туристы, что им больше нравится, кому то сало, колбаса, мясо, заваренное пюре, а кому-то классические орешки, конфеты, сухофрукты, чего придерживался я, как в походах на Иремель. Все обеды, и чай в термосе, каждый держит при себе и несет сам, это не общественное. Ребята сказали, что индивидуальный подход к питанию в походе часто практикуется в клубе, каждый сам составляет раскладку, и делит продукты по весу и по дням. Однако у нас все же на завтрак и ужин были общественные продукты, а это уже полюбившиеся и известные утренние каши на сухом молоке, и вечерние каши с тушенкой. Пообедав еще практически домашней пищей, со свежим хлебом, мы собрались и пошли дальше.

Я сначала чуть побаивался движению на Лесных лыжах, т.к. не знал, как они идут, какое скольжение, нужна ли мазь, думал, что тяжелые и т.п.. Ребята сказали, что есть, в принципе и мазь для деревянных лыж, но сегодня ее мазать, учитывая пасмурные погодные условия, не целесообразно. И, действительно, этому я сразу же убедился, на первом приличном подъеме вверх, лыжи, как ни в чем не бывало спокойно взобрались в горку, не пришлось даже применять излюбленную на пластиковых лыжах елочку. Сразу вспомнил первые горки похода на Иремель, когда я нещадно катился на лыжах назад, а вперед они никак не хотели подниматься. Поэтому лыжи меня вполне устроили, и даже их вес не напрягал. В первом же повороте мы ушли направо, т.е. не в ту сторону, но вовремя одумались, и чуть съехав обратно и поблуждав по буйдаракам и оврагам, зарядив, как следует высоко вверх на подъем, наконец, вышли к буранному следу.

Вообще движение на лыжах упрощалось тем, что тропить не нужно было, так как было уже протроплено. Даже когда сворачивали не по дороге, были протроплены лыжные следы. Каково было мое удивление, что перед отъездом Валера говорил, что часть членов группы пойдет пешком. Я все недоумевал, как можно в горах, в начале марта, когда снега больше всего, идти без лыж. Этой частью членов группы оказался Леонид, в гордом одиночестве, нам он сказал, что не любит передвигаться на лыжах, предпочитая обычные пешки, в т.ч. зимой. Также у него у единственного не было бахил, а только фонарики на его ботинках. А ботинки-то у него, по его рассказу эксклюзивные, привезенные с Москвы, т.к. ботинок ноги 48 размера, как у него в Екатеринбурге просто не оказалось. Я ему задаю вопрос:
- Ну что, Лень. И как тебе ботинки, нравятся, не мокнут ли?
- Что я могу сказать, нравятся, не нравятся, какая разница, выбирать то все равно было не из чего. Чего привезли, того привезли.

В последующем по приходу в лагерь, Леонид сразу же снимал ботинки и одевал валенки. Ботинки же на ночь ставил в шатровую палатку с печкой, и они к утру полностью подсыхали, что впрочем, делал и я, так как в этот поход спал в палатке без печки. Однако, я ботинки снимал только перед самым сном, как и в походе на Иремель.

Итак, пока все мы плутали по буйдаракам по лесу, Леонид спокойно нашел дорогу с буранным следом и двинулся по ней вверх, к Белому Ключу. Когда же мы выехали на эту «буранку», то по прямой увидели уже далеко идущего впереди Леонида. В целом дорога была утоптана и не проваливалась, сама буранка проложена далеко вверх, и до Гремучего ключа, и до поляны перед Откликным гребнем, и даже Долины сказок, а там и имеется пешеходная тропа к подножию Круглицы. Так, что в принципе, можно было вполне обойтись и без лыж (пешеходникам, желающим сходить в зимний поход, на заметку!). По дороге попадались туристы, кто пешком, кто на лыжах, в т.ч. и обычных, кто на санках, кто на буранах. Природа мне вся сразу очень понравилось, из-за высоких зеленых плотно стоящих к друг другу елей, даже не было видно вершин, поэтому шли по разноцветным отметкам на деревьях. Погода немного сжалилась над нами, была достаточно комфортная, температура примерно –8, снег шел местами. Однако в целом была пасмурной с неважной видимостью.

Видимо с опытом, грамотным подбором лыж, мне шлось довольно-таки легко, по сравнению с походом на Иремель, где я как следует «нахавался» и от частых падений, и от отдачи и постоянной езды назад, и от тяжеленного на мой взгляд рюкзака. Здесь же я чувствовал себя уже поувереннее, тем более от многих вещей, которые зря протаскал в прошлом походе я отказался, это и вместительный шерстяной свитер, и громоздкие горнолыжные штаны, и плохосохнущая куртка, и тяжеленные валенки (в этом походе я их заменил на легкие «полуаляски»), и еще всякие мелкие ненужные шмотки. Я снова взял с собой комплект термобелья. Поверх термобелья при движении я одевал флисовый костюм, а поверх него анорачный (балоневый) костюм, (при сильном холодном ветре рекомендуется ветрозащитный, более плотный, чем анорачный костюм). При движении в такой одежде мне было очень комфортно, при обильном потении я ни разу не замерз.

Самое главное при привалах или длительных остановках вовремя достать сверху из рюкзака пуховик или теплую куртку, чтобы, быстро остыв от пота, не замерзнуть и не простудиться. При этом лучше подойдет пуховик, который будет легко высушить в случае попадания влаги вечером на стоянке. Далее, пожалуй, самое основное в походе, это обувь. Нет в походе ничего хуже, чем стёртые ноги. Помните, мудрость гласит, держи ноги в тепле. Это очень верно подмечено, главное в походе, чтобы ноги не мерзли, и не натирались мозоли. Поэтому обувь в таком сложном походе должна быть проверенная в каком-нибудь длительном походе, не новая, разношенная, желательно максимально не промокаемая, лучше всего подойдут горные трекинговые ботинки, которые можно было бы надеть с парой толстых носков, которые подходили бы по размеру, не жали, и не болтались на ноге.

А вот для того, чтобы влага максимально не попадала на ботинки, поверх них нужно иметь бахилы. Они должны представлять собой калошу и пришитое к ней тканевое голенище до колена или выше. Рыбацкие бахилы (в виде от ОЗК) в принципе подойдут, но настоятельно советую их не брать, т.к. они совсем не дышат, и нога в них очень сильно устает и подмерзает. Лучше купить отдельно калоши на рынке и пришить голенище и шнурок в обувной мастерской или самому. Главное - чтоб калоша одевалась на ботинок туго, и ботинок не болтался в калоше. Бахилы необходимы так как, во-первых, создают дополнительное утепление для ноги, во-вторых, препятствуют набиванию мокрого снега под штаны и в ботинок, а так же предохраняют ноги от промокания.

Еще одна особенность – я приобрел дома два квадратных метра изолона с фольгой с одной стороны (применяется для утепления при строительстве), шириной 3 мм., и сделал из него подкладку под туристический коврик (я брал трехслойный ижевский) по всей его площади. Кроме того, я купил войлочные стельки на рынке и к ним подшил также стельки из изолона, которые я предварительно вырезал из приобретенного рулона. Также я вырезал дополнительно еще стельки, которые вставил в галоши. Фольга дополнительно предохраняет от холода. Таким образом, в ботинках у меня была комфортная температура. Кроме того, для комфортного сна, я брал зимний пуховый спальник, опробованный мною на Иремели, который не подвел меня и в этот раз.

Но продолжу рассказ.. Все равно полностью справиться с темпом, предложенным опытными Валерой и Стасом, мне еще очень далеко, ведь кроме идеальной физической формы, они еще шли на лыжах – скитурах, окантованных пластиковых импортных лыжах, на которых двигаться что в гору, что со склонов, конечно удобнее. Именно в этом походе я загорелся идеей к новому сезону приобрести свои ски-туры, вдобавок к комплектам обычных и горных, которые у меня есть.

Постепенно поднялись к широкой поляне, на которой расположен приют «Белый Ключ», позади которой увидели высоченную величественную вершину, сверху каменистую. От ребят я узнал, что это Двуглавая сопка, на которую мы поднимемся через день на обратном пути. На самой поляне вовсю резвились многочисленные ребятишки, было несколько групп туристов. Чуть отдышавшись, и собравшись поплотнее мы пошли дальше, также по буранной дороге, поднимаясь все выше и выше, в целом шлось комфортно, силы еще оставались. Примерно через 2,5 км, а всего мы прошли более 10 км., мы с левой стороны дороги обнаружили деревянную избушку. Валера сходил на разведку, и вскоре выяснилось, что это баня приюта «Гремучий ключ», что здесь есть ручей, и что можно будет остановиться на поляне перед приютом за символическую денежную плату, тем более можно было воспользоваться костровищем, и даже туалетами (!!!), женским и мужским! Но больше всего порадовало, что можно было воспользоваться и частью напиленных чурок, а также топорами и пилами приюта, что нам заметно облегчило жизнь. По сравнению с Иремелем, это можно было назвать санаторием. От нас требовалось только наколоть и напилить на ночь дрова, для чего мы также притащили сухостоя с лесу, установить палатки, и спокойно готовить ужин, благо вода была всего в 200 метрах от лагеря.

Мы распределились на различные бивачные работы: кто-то шел пилить и колоть дрова, кто-то заготавливал воду, кто-то готовил еду, совместно устанавливали палатку максимальным количеством человек, чтобы хорошо ее растянуть. Дров приходилось заготавливать много, чтобы хватило на всю ночь, и на костер для ужина и завтрака. Некоторые советуют переодеваться в сухую одежду после прихода в лагерь. Мне этот совет снова не пригодился, вся моя флисовая одежда была практически сухой, я ложился спать в спальник в термобелье, и флисовом костюме, и, особо не мерз..

У костровища была оборудована стационарная постоянная палатка длиной метров 6 в виде тоннеля, с печкой, там была размещена большая группа скалолазов, которых пока на месте не было. На самом ключе установлен деревянный двухэтажный дом с несколькими комнатами, в которых также были постояльцы. За домом, в прямом направлении от костровища, не так далеко виднелась стена Двуглавой сопки. Природа конечно просто потрясающая, и что отрадно, такие красоты находятся для нас уральцев «под боком», это и бесконечная тайга, и причудливые скалы, и величественные вершины, удивляло, что такие красоты расположены всего в 15 км. от города Златоуст, вот повезло то его жителям! В обыденном понятии, чтобы посмотреть горы, нужно ехать куда-то очень далеко, а у многих нет такой возможности или времени. Но, пожалуйста, приехав на Таганай на 2-3-4 дня, можно получить столько эмоций и впечатлений, которые не всегда получишь и в длительных странствиях.

На сегодня нас могло бы огорчить только пасмурная погода, но огорчения никакого не вышла, т.к. пока мы готовили ужин, из приюта выбежала ватага наряженных в различную красочную одежду и парики людей. И под всеобщие улюлюкания пригласили нас в центр поляны. И тут мы вспомнили, что сегодня 6 марта, День Масленицы, проводы зимы. К нам подошла женщина и поведал нам, что она хозяйка горы, и что приветствует здесь всех нас. Тут она стала зазывать во все горло Деда Мороза, и попросила нас помочь ей, после чего, неожиданно на поляну пришел Дед Мороз. Оказалось, что в деда мороза нарядили Леонида, а он и не отказывался, т.к. уже длительное время на вечеринках бывает именно Дедом Морозом, да и откровенно говоря, кроме него, трудно было кого-нибудь представить в этой роли – высокий, плотный, с большой шевелюрой, с каким-то звучным мягким произношением и голосом. В общем, вылитый Дед Мороз! Дед Мороз, как будто и не снимал своего одеяния два месяца, которые прошли с празднования Нового Года, тут же принялся за поздравления, с прибаутками, хороводами, песнями. Туристы заголосили:
- Дедушка, ведь Новый год то прошел, откуда ты такой взялся?
- Пока зима еще не кончилась, то и я свои права еще не потерял, поздравлять вас, да подарками баловать буду. А ну, давайте, стишки читайте, пойте. Танцуйте, веселитесь, - ласково забасил дедушка.

Вскоре все слились в единый хоровод и стали дружно водить его в разные стороны, под всеобщие песни. Потом хозяйка Таганая предложила всем проследовать и пролезть через снежное сооружение, наподобие эскимосского иглу, только в уменьшенном варианте. И при этом, по преданию, если загадать желание, оно непременно сбудется. Что тут началось, выстроилась целая очередь, и все мы пролезли через иглу. На выходе нас уже ждали наряженные женщины с гречишными блинами и стали всех угощать, уухх, вкуснотищща!! Только позже я узнал, что хозяйку горы играла Валентина Прокопьева – необыкновенная женщина, опытный турист, которая любит Таганай от всей души, и, не смотря на то, что живет в далеком Кургане, обошла весь заповедник вдоль и поперек. А иглу – это ее собственное изобретение, снежная хижина, в которой можно спать. Но об этом чуть позже. Кстати, в конце марта Валера и Леонид собирались в поход на Северный Урал, принцип похода заключается в том, что палатки с собой не берутся. Выпиливаются снежные кирпичи и строятся снежные сооружения наподобие иглу.

Накружившись в хороводах, постепенно стали расходиться по своим лагерям, благо ужин уже готовился.. Как всегда, необыкновенно вкусно поужинали, казалось бы обыденной едой в виде макарон с тушенкой, печеньями, но до того же все вкусно!! Времени было еще мало, поэтому долго, до 22 часов, сидели у костра. Вокруг костровища уже были установлены скамейки и рядом с ними навесы с обеденным столом. За столом садились за прием пищи, а потом перебирались ближе к костру, где стали ближе знакомиться, травить анекдоты и различные байки. В этом деле заметно отличались Леонид, Александр и Стас. Группа альпинистов вообще из своей палатки не выходила, т.к. готовили еду они на стационарной печке внутри палатки.

Потом объявили отбой, и пошли по палаткам. По всему в палатке без печки должны были спать Валера и Леонид. Я до похода на Иремель вообще панически относился к морозу, нахождение в палатке зимой, на снегу.. помню один раз здорово замерз в Архызе, когда спали в мае высоко в горах на снегу при большой влажности.. Отошел только попив утреннего кофе с бивачной работой.. Тогда я был вообще не подготовленный к таким погодным условиям.. Первый рубеж - это поход на Иремель с палаткой с печкой. И тут мне представилась возможность вообще спать без печки практически зимой, и я не преминул этим воспользоваться..

Подхожу к Валере и спрашиваю у него:
- Валера, можно мне в арктик-фокс (название палатки без печки) с Вами?
- Да, в принципе, конечно можно, без проблем. Но только тогда я переберусь в шатер, чтобы обеспечить там равномерные дежурства, сам понимаешь, чем больше людей в палатке, тем короче время ночного дежурства.

И это мне было известно не понаслышке, т.к. в такой палатке я ночевал в походе на Иремель. Палатка была восьмиместная, выполненная в виде шатра. Чтобы установить палатку, утрамбовывали лыжами площадку под нее, а потом ждали некоторое время, около часа, чтобы снег на площадке подмерз и не проваливался. И теперь, про дежурство (по опыту Иремеля)… Особенно ночью выручает печка, не только для тепла, но и можно высушить необходимые вещи, прежде всего, ботинки, чтобы наутро их можно было без проблем надеть и пройти в них весь последующий день. А для этого очень помогают ночные дежурства у печки по 1 час. 15 мин. – 1 час. 20 мин. (ночное время делится на семерых участников группы), за это время нужно поддерживать огонь в печке, подкладывая дрова и параллельно просушить необходимые вещи, времени на это вполне хватает. Ночью в палатке было достаточно тепло, некоторые ребята брали обычные, в т.ч. и совсем тонкие спальники, и никто ночью не замерз (это на заметку тем, кто жутко боится морозов и из-за этого считает, что никогда не соберется в лыжный поход).

В этот поход, я нисколько не пожалел, о том, что вызвался и спал в палатке без печки.. Я одевал термобелье, флисовый костюм, и спал достаточно комфортно, конечно чувствовался холод (ночью до -12, - 15), но терпимо.. Главное преимущество – ни каких дежурств. Спишь на полную катушку. Во вторую ночь был сильный снегопад и влажность, спальник ничем не укрывал, поэтому он от конденсата был влажным. Было еще холоднее, но опять же терпимо, спал вполне нормально.. Кроме того, вечером я очень мало пил жидкости, и в результате ни разу не ходил ночью по нужде, ведь в мороз вовсе не охота вылезать из спальника и палатки.. На Иремеле я же на ночь пил много, и практически каждую ночь во время дежурства выходил на улицу по нужде.. Тут такую роскошь себе не позволял..

Проснулся в первое утро я в 7-30, замечательно, наконец, как следует, выспался, т.к. до этого прошла бессонная ночь на ж/д вокзале Екатеринбурга (был ночной поезд с Сарапула). Утром, позавтракав, мы стали собираться к выходу, лагерь решили не сворачивать, сделать радиальные выходы на вершины, а переночевать здесь же. Еще решили пойти пешком, кроме Валеры, Стаса, на их скитурах, и Лены, т.к. до вершин вели буранка и пешие тропы. Также взяли с собой штурмовые рюкзаки – т.е. наши же рюкзаки, только облегченные, с пуховиком, термосами и едой на обед. Вышли около 10-30, и пошли в правую сторону от приюта, поднимаясь вверх все выше и выше. С левой стороны стала просматриваться грандиозная скальная красивейшая гора, как выяснилось, это был Скальный Гребень. Через час дошли до широкой поляны, где, повернув в левую сторону, тут же подошли к подножию Гребня.

На поляне поднялся сильный ветер, мы надели пуховики, кроме того, ребята сняли лыжи, и пошли высоко вверх на гребень. Вообще Скальный Гребень практически отвесная скала, но мы стали забирать с краю с правой стороны, где можно было более-менее подняться. Сначала шли нормально, по курумнику, заметенному снегом, вскоре камни стали все больше и больше, приходилось уже вскарабкиваться по камням, упираясь ногами и руками об имеющиеся выступы в скальниках. Местами вскарабкивались по крутому снежному скользкому подъему без скальных выступов, что было достаточно сложно, т.к. ухватиться уже было не за что, кроме того, шли в бахилах, т.е. получается без протекторов на обуви, так что ноги постоянно проскальзывали.

Но, тем не менее, поднявшись даже в самые сложные, длинные и крутые подъемы, и как следует, попотев, мы поднялись на ближайшую вершину Скального Гребня, на которой был установлен деревянный шест, и с которой открывался великолепный вид на окружающие красоты. Стала видна и вершина Круглица, оправдывая свое название (круглая вершина из курумника, без леса), на которую нам также предстояло подняться. Скала была действительно отвесная, где-то далеко внизу распростерлась необъятная Уральская тайга. С погодой немного не повезло, было пасмурно, ветрено, но все равно необычайно красиво вокруг, тем более тумана не было. Примерно в 30 метрах от нас, на соседнем отвесном гребне тренировались наши соседи альпинисты, но уже со страховочными системами. Побыв немного на вершине и пофотографировавшись, мы тем же путем стали спускаться обратно, что оказалось делом очень нелегким. Общеизвестно же, что спускаться с вершин, пожалуй, дело будет посложнее, чем подняться на них.

Но вот, самые высокие скальники успешно нами преодолены вниз, и вскоре мы уже спустились к поляне. Собравшись группой, пошли далее в сторону Круглицы, сначала по буранной дороге по лесу, где к моему удивлению, среди елочек, я встретил молодое небольшое хвойное необычное дерево, ребята сказали, что это кедр. Вскоре буранка кончилась, и мы стали плутать по узкой тропе между уже совсем маленькими елочками, шагая то вверх, то вниз, пока не вышли к подножию г. Круглица, где уже начался курумник. Ребята сняли лыжи, и все мы дальше вверх пошли пешком. Ветер еще усилился, местами дул прямо в лицо, но в целом идти было терпимо. Перепрыгивая с камня на камень по курумнику, постепенно мы дошли до самой вершины, откуда уже вдалеке виднелся скальной гребень, и другие вершины Таганая на фоне темно-зеленой тайги.

Прямо на вершине, чуть спустившись под скальник от ветра, мы тут же пообедали, живописнейшее место для обеда, прямо скажу. Потом по той же дороге проследовали обратно и вскоре оказались уже на поляне перед Скальным Гребнем, а спустя менее час, где-то в 15-30, были уже в лагере на приюте. До ужина было времени навалом, поэтому было личное время, кто-то пошел кататься с горок на лыжах, кто-то прогуливаться до Белого Ключа, а кто-то просто полежать, отдохнуть. Скоротав таким образом время, ближе к 19 час. здорово поужинали замечательной гречневой кашей, и снова долго сидели у костра до самого отбоя. При этом стал идти снег, чуть мокрый, но было не так и холодно, просто большая влажность. Около 22 час. был отбой и мы разместились по палаткам.

На следующее утро поздравили девушек с 8-м Марта, правда, из подарков смогли только разродиться шампанским в г. Златоуст. Не торопясь, позавтракали, и стали собирать лагерь и рюкзаки. Перед выходом я еще раз встретился с Прокопьевой Валентиной, туристом с 30-летним стажем, и приобрел ее книгу в твердом типографском переплете: «Черно-белые следы» с пояснительными надписями от автора. Книга повествует о водных и пеших походах, пройденных ею, и описанном в жанре приключенческого романа. Очень интересная книга, прочитал на одном дыхании, также с книгой был диск ДВД личных кинофильмов Валентины, она еще и кинооператор. Кроме того, интересен рассказ и о самом Таганае. Из рассказа следует, что она просто влюблена в этот край, и, несмотря, что была здесь очень большое количество раз, некоторые места до сих пор не могла посетить. Вот до чего огромен Таганай!

Я обязательно еще побываю в этом красивейшем крае и летом, т.к. очень много еще вершин и скал можно посетить, да даже и посещенные мною, т.к. все очень необычайно красиво. Пообщавшись с этим легендарным автором, вскоре, мы пошли далее по маршруту, вниз к приюту «Белый ключ», но уже с рюкзаками и на лыжах. Сразу после Гремучего идет сильный спуск по буранке, поэтому я, набрав скорость, на одном из крутых поворотов, не справился, как говорится, с управлением и упал, правда, в мягкий снег, без последствий. Но потом уже попривык, и больше, до самого окончания маршрута, уже не падал. Приехав к Белому Ключу, мы увидели огромную металлическую лестницу вверх, состоящую из 201 ступеньки (о появлении лестницы поведала Валентина в своем рассказе), и, скинув рюкзаки, пошли по лестнице вверх, по направлению к Двуглавой сопке.

Вскоре лестница кончилась, и мы пошли далее резко вверх по очень крутому подъему, вдоль небольших деревьев, по свежему снегу. Хорошо хоть шли без рюкзаков, поэтому я поднялся на вершину Сопки без больших проблем, хотя на самой вершине, погода резко испортилась, подул сильный колкий ветер прямо в лицо, на самом верху приходилось тропить, проваливаясь в глубокий снег. Вскоре дошли до каменных перьев, пробрались между ними и взошли на вершину. Долго постоять не удалось, т.к. ветер стал свистеть еще сильнее, видимость была неважная, набежал туман снизу. Постояв на вершине, пошли обратно, стали снова тропить по свежему глубокому снегу, т.к. по тропе которой мы шли вверх, уже поднимались другие туристы. Пока шли, я заметил как мимо нас на большой скорости скатился сидя на ногах, Стас, и пропал за ближайшим горизонтом. Ну думаю, нужно так же.. Попробовал сначала на ногах, затруднительно оказалось, и просто, сев на пятую точку, на полной скорости, как когда-то в детстве при катании с гор, и поехал по мягкому снегу вниз, и так до самого Белого Ключа, даже вдоль металлической лестницы.

Тут же, у Белого Ключа, мы разместились на рюкзаках и пообедали, после чего, встав на лыжи, проследовали обратно, к выходу из заповедника, только уже по нижней тропе, более пологой, но более длинной, и пройдя около 8-10 км., постепенно добрались к месту откуда мы и начали маршрут, времени было около 15 час. Ура, очередной маршрут пройден, наверняка я еще когда-нибудь приеду в этот замечательный край – Таганай! Вскоре приехала Газель, и мы через 5 часов были в Екатеринбурге. Разместившись в вагоне, я сразу же крепко уснул, проснувшись только перед самым Сарапулом, и в 9 утра был уже на работе. В очередной раз удалось побывать в таком увлекательном путешествии, даже без отгулов. Большое спасибо «Уральским тропам», Валерию Кухорову, всем ребятам за замечательный и, при этом очень бюджетный, поход!