Rambler's Top100 Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU

Демография туристической группы

Демография туристической группы


В нашей стране отношения между возрастами сильно искажены. Дело даже не в проблеме 'отцов и детей', а в сдвигах в парадигме обучения. В традиционном обществе младшее поколение обучается у старшего. В кризисные периоды ценности старшего поколения устаревают и люди учатся на опыте своих ровесников. В информационную эпоху с быстрым развитием технологий, наоборот, старшее поколение учится у младшего, потому что младшее быстрее усваивает новые технологии. У нас же всё перемешалось и в разных ситуациях действуют разные стереотипы. Стоит ли переносить городские стереотипы на туристический поход?

Если мы рассмотрим обычный пеший поход 1-3 категории сложности, то такой поход, возможно, не подойдет очень маленьким детям и людям с физическими ограничениями (верхнюю границу возраста я назвать затрудняюсь, это очень индивидуально). Для остальных туристов возможность их участия определяется категорийностью похода и их опытом. Получается, что специализированные туристические мероприятия нужны для родителей с маленькими детьми и совсем старых людей. Для туристов же старше 13 ограничением является только их собственный опыт.

Мы убедились, что группа вполне может состоять из подростков, молодежи и старшего поколения, но стоит ли объединять в одной группе людей столь разных возрастов? Возможно, следует разбить группу на несколько, ведь людям часто комфортнее находиться в среде своих сверстников? Убежден, что нет. В настоящее время есть много специализированных организаций, которые проводят мероприятия для подростков или студентов: это детские и студенческие туристические клубы, а сейчас еще и все возможные организации, проводящие тренинги на природе. Главный их недостаток в следующем. Если это тренинг, он может очень позитивно повлиять на развитие, но тренинг заканчивается, друзья разбегаются, а желание путешествовать остается. Клубы, ориентирующиеся на подростков или студентов, откладывают момент расставания на несколько лет. В лучшем случае, компания сверстников взрослеет или стареет и прекращает свое существование в силу личных обстоятельств ее участников. Есть еще один недостаток. Он малозаметен, но существенен. В группе, состоящей из подростков и одного или двух инструкторов, происходит передача опыта от инструктора к новичкам, но нет передачи взаимоотношений (взрослых очень мало). Поэтому взаимоотношения начинают создаваться в группе с нуля (если в группе участники не знакомы друг с другом) или на основе опыта предыдущего общения (что не всегда желательно). В любом случае, нет передачи образа отношений в туристической команде, который формируется годами. Это накладывает ограничения на сложность мероприятия. Таким образом, практически невозможно из людей одного возраста создать организацию, способную к развитию и проведению масштабных туристических мероприятий.

Следует обратить внимание на соотношение мужчин и женщин в походе. Думаю, что не стоит повторяться и опровергать миф о женщинах как о слабом поле. Думаю, все из повседневной жизни знают, что когда коллектив состоит из одних мужчин или женщин, это не совсем здорово (иногда специально в женские коллективы берут парня 'для запаха'). Безусловно, мужчины более способны на кратковременные тяжелые физические нагрузки, чем женщины, но когда речь идет о выносливости, то женщины показывают лучшие результаты (может быть, следует назвать женский пол выносливым?). Вспоминаю трехнедельный поход на Маньпупунер, в котором девушки шли быстрее парней. Когда мы после недели одиночества встретили другую группу, ее участники нам сказали: 'А мы о вас слышали, вы объединенная пермско-екатеринбургская группа, в которой девчонки идут впереди', и мы попросили наших спутниц притормаживать, когда они видят другую группу. Если речь идет об экстремальных походах, то в них число женщин уменьшается из-за свойственного женскому полу благоразумия, связанного с повышенной ответственностью за продолжение рода. Но в обычных походах, особенно теперь, когда снаряжение становится всё более легким, соотношение мужчин и женщин вполне может быть равным. О чем действительно стоит задуматься, так это о том, что туризм постигнет участь других родов занятий. Есть много профессий, которые были изначально исключительно мужскими, но постепенно стали женскими. По нашим наблюдениям, есть такая тенденция и в туризме, хотя пока это еще не стало проблемой у нас в турклубе.

Чтобы отношения между людьми разных возрастов были более гармоничными, руководитель похода должен сделать следующие вещи:

1. Обращение всех участников друг к другу должно быть на 'ты'. Это связано со следующим: участники равны, возраст значения не имеет; в походе лучше, если его участники - друзья; в экстремальных ситуациях вежливые формы обращения слишком длинны. Задача в туризме - перейти на 'ты' в течение полудня.

2. Нужно пресекать попытки старшего поколения 'воспитывать' младшее. Во-первых, воспитанием должен заниматься руководитель, в том числе и воспитанием взрослых. Во-вторых, передача опыта должна идти от более опытного (а в туризме самый старший не значит - самый опытный), а инициатива исходить от более молодого.

Однажды мы зашли в гости в один турклуб, где было довольно много людей, но я не увидел никого моложе 60. Стало жутковато. Что же такое сделали руководители этого турклуба, что у них совсем нет молодежи? На мой взгляд, дело здесь во многом в политике выбора руководителей походов. Рассмотрим, каким может быть возраст руководителя похода. В обществе ситуация парадоксальна. С одной стороны - ускоренное взросление, с другой - продленное детство (армия в 18 лет и родительские собрания в университете). По правилам категорирования походов, при наличии опыта 18-летний может быть руководителем категорийного похода. Если у меня будет выбор, кого отправить руководителем похода: 20-летнего или 30-летнего, то я выберу 20-летнего. Потому что нужно давать дорогу молодым руководителям и растить их - это единственный способ избежать старения турклуба (в турклубе 'Уральские тропы' для этого действует школа руководителей). Для старших руководителей всегда есть возможность проводить всё более сложные и масштабные походы. Если руководитель проводит много однотипных мероприятий, то он перестает развиваться, у него возрастает чувство собственной важности, туристы привыкают к нему, а молодежь не видит возможности и необходимости развиваться.

В экспедиции Поднебесные Зубья - 2009 принимали участие представители трех поколений, соотношение мужчин и женщин пополам. Несмотря на суровость погоды и присутствие участницы, не совсем вписавшейся в коллектив, наша туристическая команда обладала большой моральной устойчивостью. После этого похода, как и после других действительно удачных походов помимо радости от достижения цели остается легкая грусть от того, что замечательного коллектива, который сложился в походе, больше нет. Немного утешает то, что его участники в будущем пойдут в другие походы, но это будут уже другие коллективы. Участие людей различного возраста и пола в туристической команде - это признак здоровья коллектива.



Наверх