Rambler's Top100 Яндекс цитирования Экстремальный портал VVV.RU

Ну и собственно:

Дневник

Воскресенье - 5 августа

Сегодняшнее наше утро наступило в славном городе Новосибирске. Честно говоря, со временем я окончательно запуталась, да это и совсем неважно - в походе хочется жить здесь и сейчас, наслаждаясь каждым мгновением, каждым новым впечатлением и открытием, хочется забыть о часах и минутах и настроиться на природные ритмы закатов и рассветов.

После весёлого завтрака мы чудно покупались в речке, прогулялись по огромному величественному мосту, нашли на набережной забавный автомат с газ.водой (были приятно удивлены - я, например, такие штуки знаю только по художественной литературе).

По телу разливается приятная усталость, солнышко греет, а мы идём обедать в незнакомом, но красивом, зелёном и удивительном городе:остановись, мгновение, - ты прекрасно!...

Дальше замечательный обед, быстрые сборы - и вот мы снова неутомимые довольные муравьи с большими рюкзаками и общей целью. Остановились у вокзала поближе к красивущему фонтану, сидя на котором, пишу эти строки и любуюсь его журчащими прозрачными струйками.

Замурррчательный ленивый день, добрый и нежный, как лучик солнца.

Юлия Попова

Понедельник - 6 августа

Проснулись в поезде. По прибытии в Бийск нас встретила газель с ? 795 (2 шт. - одна для нас). Убедились в справедливости российских законов: видели, как происходит отбор денег у честного населения (водителей ГАЗелей) вокзальной 'братвой'. В 8 часов оправились в путь, предварительно заехав в шиномонтажку 'Божья коровка'. Ехали долго: По пути видели проездом Бийск (ничего не запомнил), спали, видели горы, почти все белоснежные. Рюкзак Паши давил на меня всю дорогу, периодически отбивался от его притязаний на сиденье. Заехали в столовку. Лагман вкусный, плов подгорелый и сухой, очень жирный. Ехали:горы пошли чуть крупнее. Пили сок, который пролился на кепку и топор. Сушили носок, в который был завёрнут топор, высунув носок из окна. Местные жители встречаются крайне редко, хотя деревни идут одна за другой. Зато коровы постоянно пересекают дорогу, что несколько затрудняет проезд. Камни стучат в газель, кажется, один прилетел в стекло. Проезжали конопляные поля  надпись на конопляных полях следующая: 'Поле: Кукую' (Верхнее-Кукую и Нижнее-Кукую). Проезжали пограничный пост. Охранник пересчитал нас по головам, как он выразился, 'по-русски' и пропустил. Ели дыню, недоспелую. Рома мучается уже 2 дня животом, Паша неделю, я пережал поясным ремнём нерв на ноге.

Приехали в Тюнгур. Переоделись в походную одежду, попёрли до первой стоянки, видели типовую алтайскую деревню, много кизяков по дороге, идти легко и приятно, искупались в речке, вода замечательная, пришли на место, перейдя мост, по пути попали под дождь, оглядели типовые алтайские луга. На месте всё оказалось оборудовано для стоянки. Вечером пришло 5 алтайцев, один из них требовал покинуть место стоянки, объяснили ему, что он прав, он ушёл. Ели суп, котелка много на 11 человек. Обещали разломать стоянку  и сжечь заготовленные дрова. Купались не все, но среди них Наташка. Сидели у костра, жаль, что нет гитары. Ложились спать.

P.S. Когда ставили палатки, оказалось - дуги не те, промочили 2 палатки.

Артём Сорокин

Вторник - 7 августа

Это был первый день долгого перехода. Подъём был ранним, так как дежурный Михаил проснулся на полтора часа раньше и разбудил всех раньше. После завтрака мы бодро собрались и двинулись вперёд. Дорога была длинная, рюкзак с каждым километром становился всё тяжелее, ноги поднимались всё труднее. До обеда мы прошли около десяти километров и с чувством частично выполненного долга остановились на перекус и передых. Отдыхали достаточно долго, некоторые успели поспать. Рома для отдыха выбрал интересную позу ленивца, позволяющую одновременно погреть и живот об рюкзак и спину об солнце. После активного отдыха мы легко двинулись в путь. Метров через сто лёгкость пропала и дальше пришлось просто тащиться. Хорошо, что вокруг были ягоды и грибы и можно было без позора останавливаться передохнуть, делая вид, что срезаешь гриб или ешь ягоды. Группа растянулась: лоси неслись вперёд, основная группа шла далеко позади, Рома засыпал на ходу и поэтому замыкал. Один раз он так и заснул на ходу, пришлось возвращаться его искать. В то время как основная группа шла обычной тропинкой, лоси обнаружили тропу повышенной трудности, вымотались и задержались настолько, что их догнала основная группа. Через небольшой промежуток времени, который по моим ощущениям продолжался примерно миллион лет, мы вышли к месту стоянки. Место, конечно же, было занято и пришлось искать другое. Миша предлагал пройти вперёд ещё два километра, но, к счастью, большинство восприняло это как шутку. К тому же Рома с Леной где-то задержались, и их пришлось идти искать. Лагерь устроили на маленьком клочке земли. После ужина желающие пошли мыться в 'тёплый' ручей, бегущий около лагеря. Кто хотел - употреблял различный алкоголь. После чего большинство пошло спать, а трое отправились на ребёфинг. Рассказывать об ощущениях не буду, потому что воспоминания достаточно жуткие. Остатки ночи прошли в спокойном сне, несмотря на лунатизм Ромы и Наташи.

Алексей Карманов

Среда - 8 августа

Дошла моя очередь заполнять Журнал, чему я очень рад, т.к. среда выдалась насыщенная событиями. Второй полноценный ходовой день. Утро начинается с массовой заклейки ног. Погода стоит отличная. Мы с Пашей, Егором и Мишей снова уходим в отрыв. Встречаем группу из Омска - вчерашних знакомых - и идём с ними наперегонки. После того как во вторник мы реально 'забурились' и спускались с рюкзаками почти отвесно, я зарёкся сворачивать с конной тропы. Где пройдут кони, там пройдут и 'уральские лоси'. Но вот снова мы сворачиваем на маленькую тропку, которая идёт по самому берегу Кучерлы, снова перелазим через деревья и скачем по камням с рюкзаками. На берегу много ягод: жимолость, брусника, смородина, малина. Прекрасный вид на горы. Свернули не зря. Вот наконец бурные воды Кучерлы сменяются спокойной гладью озера Кучерлинского, - здесь будем ждать остальную группу. Настораживает, что ещё не встретили конную тропу, а тут ещё и озеро неожиданно кончается. Компас говорит, что это не наше озеро, уже потом узнаём, что это Малое Кучерлинское. Надо взять у Ромы карту. Останавливаемся на Кучерлинском. Пытаемся развести костёр, но нет бересты, дрова сырые (хотя, может плохому танцору:). Первой в наш лагерь неожиданно приходит Лена и почти сразу за ней все остальные. Готовимся к радиалке на Зелёное озеро. В лагере остаются только Лена, Егор и Алексей Мишкин. Выходим в радиалку поздно, поднимаемся вдоль озера 3 км за 1 час. Дальше вдоль Зелёной наверх на высоту 2200 м. Красивые водопады, у которых мы часто останавливаемся, чтобы попить. Мишка с видеокамерой забегает вперёд, снимает, как мы карабкаемся по камням (иногда приходится спускаться и повторять подъём специально для камеры). Когда из вида пропадает Кучерлинское озеро, вверху начинает блестеть ледник. Вот, мы наверху, я чуть-чуть забрал налево мимо тропы и оказался над озером. Это прекрасное место для фотографирования горных красот. Вода холодная - стекает из ледника, но находятся и купальщики. Здесь мы делимся - я, Рома, Наташа, Алексей Карманов и Юля отправляемся в лагерь. Для меня очевидно, что скоро стемнеет, солнце садится за горы и внизу уже сумерки. Иду замыкающим, часто оборачиваюсь, чтобы увидеть ледник, освещённый закатными оранжевыми лучами. Похолодало, одеваем поверх футболок кофты и ветровки. Чувствуем усталость. Мы обещали ребятам в лагере вернуться в 9, но в 9 мы ещё не подошли к берегу Кучерлинского. Падаем на мох - перерыв. Когда трогаемся в путь, уже появляются первые звёзды. У нас на пятерых один фонарь. Кажется, что до лагеря всего 3 км и дойдём быстро. Но темнота сильна: курум, поваленные деревья, корни, лужи, которые днём на тропе проходили не замечая, становятся настоящими препятствиями, о которых сообщается по цепочке. Фонарь только на мгновение освещает дорогу тебе, и уже нужно подсвечивать путь другим. Поём песни, даже вспомнили гимн СССР. Пробуем разные варианты: фонарь впереди, у второго и так далее. Всё равно кому-то неудобно, но все понимают, молчат. Остановились на варианте - Наташа убегает вперёд по дороге, за ней Рома, дальше я - в одной руке фонарь, в другой рука Юли, замыкает шествие Алексей Карманов. Я ловлю Юлю, хотя иногда надо ловить меня самого. Падает Наташа, падает Рома, а я исполняю практически сальто, кувыркаясь с Роминым фотоаппаратом в рюкзаке (руки-ноги целы). Я понимаю, что сегодня лекция по фотографии уже не состоится. Во время привалов выключаем фонарь, и тогда хорошо видны звёзды и даже Млечный путь. Красота. Пытаемся узнать в ночи какие-нибудь ориентиры, часто теряем тропу. Проходим мимо чьих-то палаток. Видим огонёк, на наше счастье он оказывается костром нашей базы. Ребята нас ждали, волновались, приготовили ужин. Мы рады их видеть, они рады видеть нас. Три часа на 3 км - это не забывается. Полвторого ночи кончается наша среда. Мы не ложимся спать, а просто отключаемся. В это время вторая группа ещё в лесу.

Денис Селиванов

Поход с озера Зелёное на снежник.

1. Собрали команду из трёх человек - я, Артём и Паша.

Собрали снаряжение из двух бутылок, из накидок и ветровок + фонарь (Паша говорил раза три, что фонарь у него есть). Расстояние до снежника примерно 3,5 км + 600 м перепад высот. Дорога шла по куруму + мелкий щебень в виде насыпи.

2. К снежнику дошли за 2 часа, все были бодры, но время было 22:10 и начинало темнеть. Через полчаса стало темно, видимость 40-60 см, шли наугад около 11 ночи. Мы решили разделиться, так как у Артёма сильно заболел живот, а когда мы придём, было непонятно, надо было подать сигнал в лагерь. Паша убежал один, дальше мы шли вдвоём.

3. Около 12 мы подошли к палатке у озера и приняли решение поспать. Через полчаса поняли, что спать холодно, и начали движение до лагеря, побродив рядом с тропинками по валежнику и ямам. Мы поняли, что умудрились потерять основную тропу вдоль реки, но продолжали движение. Около трёх часов ночи решили повторно поспать. Поспали полчаса и двинулись дальше. В 4 утра после моей фразы: 'Щас светать начнёт!' - увидели луну!!! Серп луны, хоть и маленький, сильно упростил спуск по руслу реки.

4. 5 утра - я уже с закрытыми глазами иду по тропе, не замечая ям. Оказывается, и так можно .

5:30 - Мы вышли к озеру!!!

6:40 - мы в лагере, хотим жрать!!! Будим Ромаху - он почему-то недоволен , но из его брани я понял, что горелки в тамбуре его палатки. Ответив ему взаимностью, пошли разогревать еду. В 7 часов начали ложиться спать. Услышали Пашин будильник, дружно забили и легли спать.

P.S. По приходе в лагерь поразил срач в нём и то, что все вещи разбросали + наша палатка стояла в костровище + уголь от него никто не выкинул.

Михаил Фелицин

Четверг - 9 августа

Свободный день. Не знаю, что было в первую половину дня, т.к. проснулся я в половине второго и первой мыслью было то, что все ушли в радиалку. Ушли по дрова наверх метров на 150, где срубили толстое дерево, которое чуть не прибило Дениса. Поели и затопили баню. Раздували её часа два. Полез на дерево за шишками, после чего пошли в баню. Баня была так себе - хватило на два захода. Поел и ушёл спать.

Егор Баландин

Пятница - 10 августа

10 августа - четвёртый день похода, радиалка на озеро Дорошколь.

В составе восьми человек вышли рано, шли быстро. Бодро форсировав речку, начали подъём. Очень скоро выяснилось, что это какая-то гора-лабиринт: поднявшись по одной из троп, я вдруг понял что потерял всю (ВСЮ!!!) группу. Сколько ни орал во всю мощь своих лёгких - никто мне не откликнулся. Решив что все тропы так или иначе сойдутся, я двинул в нужном направлении. Налегке шагалось бодро, я не терял надежды их догнать. Но, поравнявшись с парой тяжело гружёных туристов, я выяснил, что группа из семи человек их не обгоняла. Тогда я пришёл к мысли: 'А может, это я их опережаю?' - и стал оставлять следы: типа чёткий отпечаток ботинка во влажных местах на тропе или окурок на видном месте на привалах.

До озера Дарошколь добрался в гордом одиночестве. Побродив по окрестностям, обнаружил группу туристов и, поговорив с ними, убедился, что моя команда ещё не появлялась. Тогда я сел под здоровенным кедром и стал наблюдать за тропой. Минут через 20 они появились, но не все. Оказывается, после переправы на горе потерялись Егор, Лена и Артём. Егора нашли, но он решил остаться, Артём догнал группу на тропе, а Лену так и не смогли отыскать.

Перекусив, народ полез купаться, а я их фотографировал. После, осмотрев окрестности и сделав кучу снимков озера, отправились обратно, снимая по дороге чудесные пейзажи.

Добравшись до места брода, обнаружили сообщение от Лены, - она вернулась в лагерь. Переправляться я решил не снимая обуви, т.к. вода ледяная и ходить по камням босиком очень некомфортно. Лёха посадил Натаху на плечи, а мы с Ромой держали его с двух сторон, чтоб не упал, т.к. течение достаточно сильное, так и перебрались. Артём с Пашей взяли брод босиком! Пошли дальше.

Далее я умудрился поскользнуться на ровном месте и грохнуться в поток, больно ударившись коленом. В общем, весь промок, только что обсохнув после брода!

Засветло до лагеря добраться не успели, Паша ушёл вперёд, а мы потихоньку брели с фонарями, делая длительные остановки и разглядывая ночное небо. Звёзды в горах смотреть - занятие потрясающее.

В конце-концов мы добрались до лагеря, поужинали, поделились впечатлениями и завалились спать.

В общем, день прошёл неплохо:

Целую крепко,
Мишкин Лёха

P.S. В мокрых ботинках ходить лучше, чем в сухих.

Алексей Мишкин

Суббота - 11 августа

11 августа. День недели не скажу - сбились со счёта.

Утро на Кучерлинском озере. Замечательное солнечное утро. Мы полны сил и энергии двигаться дальше по маршруту.

Подъём с озера достаточно крут. Через некоторые участки приходится пробираться на четвереньках.

Вид со смотровой площадки открывается замечательный: спокойная гладь озера и величественные горы, окружающие его. Внизу как муравьи копошатся туристы.
Подъём  достаточно тяжёлый - с высоты озера 1700 м до следующей стоянки, находящейся примерно на высоте 2200 м.

Как всегда, наша группа разделилась: 2-3 человека - это команда 'лоси', которые вырвались вперёд, и остальные, как говорит Миша, 'беременные улитки'.

По пути часть группы, а именно 'беременные улитки', сбилась с тропы. И, как это принято в нашей группе на Урале, тропу стали прокладывать свою. Остановились отдохнуть. К нам в это время подошли 2 человека, отставших от своей группы и потерявших тропу. Они нам сообщили, что тропа, по которой они нас нашли, достаточно торная и, возможно, она нас выведет на нужную дорогу, ведущую на перевал. Сразу все развеселились: ведь эта тропа образовалась от нас.

В общем, всё закончилось благополучно. Нужная нам тропа найдена, мы продолжаем восхождение. Я по дороге старалась собирать грибы для группы.

Постепенно мы добрались до очень красивой смотровой площадки. В кедрах нас ожидал долгожданный обед. Галетное печенье с колбасой были весьма кстати.

На смотровой площадке устроили фото-сессию. Погода располагала к этому. Чуть позже набежали тучки, начал капать дождь. До места ночёвки нам оставалось совсем немного.
Наша ночёвка состоялась близ реки Текелю в окружении кедров. Горячий ужин, чай с лимоном, дискуссии у костра. Так и прошёл наш вечер. Ночевали чуть экстремально при сильном дожде и ветре.

Наталья Шугаева

Воскресенье - 12 августа

День 6. Перевал.

Всю ночь наши палатки, расположенные на небольшом пятачке среди кедров, шатало штормовым ветром и поливало дождём. Периодами сверкали молнии и гремел гром. Что же будет на ходовой день?

Утром дежурные Миха и Денис приготовили чудесное картофельное пюре с колбасой и грибами. В такой холод это было сверх-актуально.

Позавтракали, собрали палатки, скидали рюкзаки. Вперёд. Нам предстояло за этот день перевалить Кара-Тюрек (3200км) и выйти на берег озера Аккем. Набор высоты >900 м, спуск около 1000.

Группа 'лосей' в составе Михи с водой для перевального чая, Егора, Паши и Дениса вышли вперёд. Остальные спустя минут 10 покинули лагерь и начали планомерный набор высоты.

Мною была выработана тактика подъёма: на 100 метров вверх (по вертикали), небольшой отдых. Таким образом мы дошли бы до перевала за 9 ходок.

Прошли первые метры, пересекли Текелю, начали подниматься. Ходке на третей догнали 'лосей' и больше от них сильно не отставали.

На перевал вышли за, кажется, 7 ходок, потратив 4 часа.

Перед самым перевалом облачность начала рассеиваться, открылись близлежащие склоны и распадки, снежники и ледники.

Перевал поразил нас потрясающими видами - 3100 метров все-таки не шутка. Перед нами грандиозная картина горного хребта с белыми шапками снега и облаками, открывающими нам всё более интересные картины. Фотоболезнь охватила всех.

На перевале мы планировали сделать чай (заодно проверить, при скольки градусах кипит вода на высоте 3000 метров и действительно ли эту воду терпит рука). Ради всего этого Миха нёс 5!!! литров воды в бутылке (хотя вода оказалась прямо на перевале).

Поставили горелку (что это за чудо технической мысли! на ветру, высоте и в достаточно холодном климате позволяет нам готовить - после прошлой горелки это просто прорыв), кипятим чай, режем колбасу и сыр, делим галеты.

Чтобы можно было в комфорте поесть и дождаться оставшихся членов группы (Алексей с Леной, как всегда, позади), было решено поставить палатку (солнце на перевале хоть и жжёт, но порывы ветра и периодами налетающие облака не дают расслабиться).

Долго спорили, где Белуха. С высоты она выглядит не так, как на 'традиционных' фотографиях. Смотрим карту - определяем. Вершина найдена. Лишь потом мы поймём, насколько нам повезло - ведь мы смогли полдня лицезреть 'Вершину Алтая'. Закипает чай и приходят Лёха и Лена. Съедаем наш перекус, складываем палатку, последний взгляд на перевал и его снежники, на Белуху с такой высоты - и вперёд. Перед нами спуск на 1000 метров к легенде Алтая - озеру Аккем.

Спускались в разговорах, разбившись на несколько групп и любуясь Белухой, Ярлу и другими чудесными местми. Мысли были о предстоящем. Ведь сегодня половина маршрута, самый сложный перевал, самый серьёзный подъём.

Внизу нас встретил Аккем в лучах солнца, ГМС, база МЧС, едва найденная площадка с костровищем под наши 3 палатки.

Праздничный обедо-ужин. Рис с овощами, суп, таёжный чай и прочие прелести. Отбой.
Подводя итоги первой половины путешествия, можно заметить:

-  прошли около 100 км (включая радиальные выходы);

-  поднялись по Кучерле, на Зелёное озеро и озеро Дарашколь;

-  за нашими плечами перевал Кара-Тюрек (3100 м, 1А) - для большинства абсолютная высота в их туристической жизни на данный момент;

-  получили потрясающий опыт ночных переходов с фонарями и без;

-  всё время была чудесная погода. Дождь был лишь в первую ночёвку и в последнюю, целыми днями светило солнце.

P.S. Поход развивается, и впереди ледник, озеро Духов, долина семи озёр, Ярлу и выход в цивилизацию. Настроение в группе отличное, физическая форма хорошая.

P.P.S. После Егорьевского угощения Паша увидел в темноте, как лошадь использовала туалетную бумагу по её прямому назначению (приношу свои извинения за некоторые недомолвки, но понять это дано лишь тем, кто был в эти минуты там: на Аккеме).

Роман Катаев

Понедельник - 13 августа

День 7.

Долина Семи озёр, утро: дождь, туман, холодно. Завтрак кто готовил, не помню, но было вкусно. Выход из лагеря затянулся, и народ предложил идти без руководства. Вышли по лёгкому маху руки Алексея Мишкина. Сразу в гору по бездорожью. Наевшись брусники, увидели руководство, которое шло по нормальной тропе, и пошли все вместе. Недалеко от ледника разделились на 3 группы: 1. Лёха (Карманов), Денис, и Артём. 2. Наташа, Паша, Ромаха, Юля. 3. Оператор камеры. Через 40 минут срослись и пошли дальше.

Примерно через 30 минут съели ириски и опять разделились - девчонки с Ромахой ушли в лагерь, остальные (Денис, Паша, Артём, Лёха, я) ушли в Хрустальную долину. Хрусталя толком не нашли и вернулись в лагерь. По дороге я собрал пакет подберёзовиков + нашёл груздь на высоте 2500 метров; на высоте 2450 метров меня обматерила утка.

Придя в лагерь, узнали, что там ещё 4 пакета грибов. В итоге был ужин из грибов с картошкой, купленной у метеорологов, и их же лепёшками.

На исходе дня все были довольны и сыты.

Больше ничего не помню.

Михаил Фелицин

Вторник - 14 августа

День 8. Озеро Духов, ледник у подножия Белухи.

Утро выдалось сырым и туманным. Всю ночь шёл дождь. Дежурим с Пашей. Шансов развести костёр - никаких. Хорошо, что есть газ и горелки. Окрестных гор почти не видно из-за облачности. Ближайшая к нам гора снова троится в глазах - очень интересный эффект за счёт облачности. На сегодня запланирована радиалка на озеро Духов и Томские стоянки. Пошли все, кроме Егора, который остался досыпать за всех нас. Погода располагает к движению. Ходьба прекрасно разогревает. Настроение бодрое. Идём вверх по Аккему. Выше по течению туристы сложили подобие стоун-хеджа - каменные ворота и столбы, один увенчан треснувшей камуфляжной каской. Замечателен мост через Аккем. Этакий металлический каркас с наложенными местами досками. Внизу бурлящий поток. Доски ещё крепкие и выдерживают человека. Проход по одному. Перешли без особых проблем. Начинается обозначенная турами тропа наверх к озеру Духов. Курум, жимолость, смородина, барбарис, пересвист пищух. Периодически облака расходятся и дают возможность запечатлеть горные кручи. В ущелье появляется радуга. Ступенька, ещё ступенька. Вот, должно быть, последняя. Нет. Это промежуточное плато со сложенным из камней столбом и пентаграммой в круге. Группа уходит вверх к озеру. Остаюсь наблюдать за окрестностями.

Алексей Мишкин

Зря говорят, что эдельвейс на Алтае есть только в долине реки Ярлу. Здесь он тоже замечательно цветёт. Первым сверху вернулся бессменный наш оператор Миха. Разноцветной змейкой в течение 30 минут вернулись остальные. Перекус ирисками и сухофруктами у ручья из озера Духов. Крылатая фраза 'лопай-лопай - равняй лицо с попой' заставляет ириски преодолевать силу земного тяготения и двигаться в сторону сказавшего. Таковы глюки на озере Духов:

Далее вдоль ручья. По пути встретился неопознанный зверёк, который испуганно выпучив глаза и подняв хвост прижался к земле, но не делала попыток к бегству, за что был многократно сфотографирован со всех сторон и даже поглажен радостными туристами.
Потом был спуск вдоль ручья и вниз по мокрому куруму. Посовещались и пошли на ледник полным составом, разделившись на 2 команды: Михей, Артём и Паша - по морене, остальные - спустились в долину реки Аккем и пошли к леднику.

Расстояния здесь обманчивы. Кажется, вот он ледник, а идти не один десяток минут.
Ледник - это около 10 м голубого и седого потрескавшегося льда. Активно тает, сверху падают каменные глыбы. Обратно шлось легко, почти бегом. Остановились у церквушки. Здесь очень тихо и потрясающе спокойно, умиротворённо.

Вернулись мокрые и довольные к потухшему костру. Ребята сбегали 100-метровку с топорами и пилой, принесли замечательных кедровых дров. Ужин. Из второй группы появился Паша. Через час пришли Артём с Михой.

Елена Малых

И пошли мы на ледник. Шли по морене, довольно быстро, камни были скользкими, периодически шёл дождь. Снизу открывался вид на ледниковый язык. Шли по 30 минут с перерывами в 3 минуты, поджидая отстающих. Сначала нас шло 4 (я, Денис, Миха и Паша), вскоре Денис начал отставать и решил идти по низу, спустившись на 200 метров вниз. Затем продолжили путь. Белуха начала приближаться, вскоре научились рассчитывать расстояния с точностью до минут. Шёл снег и дождь. Ледяной стол приближался, решили идти до него, Морена стала ниже, а камни больше. Дойдя до 'стола' увидели группу альпинистов, они шли по снегу, что нас удивило. Поговорили с ними, оказались они из Донецка, предложили нам идти до стоянок. К 4-м часам мы залезли на 'стол' и решили топать до вершины ближнего холма. Там, остановившись и полюбовавшись на Белуху, съели победный торт (2 дольки ириски и 3 орешка). До Белухи оставалось 'рукой подать' (как оказалось, 2-3 часа ходу). Решили идти обратно, по пути собирали камешки (кварц с примесью слюды  и горного хрусталя). Около часа шли вместе, но Паша часто останавливался, что сильно раздражало Миху, у которого оставалось 2 сигареты. Паша решил идти по морене, нам лезть наверх было влом, решили идти по низу. Поглядели на шельф ледника (страшно): скользкий лёд, покрытый каменной крошкой, потеряли из виду Пашу. Дойдя до конца ледника, помогли пофотографироваться туристам. Начали нервничать за Пашу, пошли его искать. Не найдя, решили подняться на морену, ползли минут 20, ползти по осыпняку метров 200 тяжело. Заползши, поняли, что снизу не видно идущего по морене, решили идти в лагерь. Шли быстро, меньше часа шли до часовни (я помолился за Пашу), обогнали тех же туристов, домчались до лагеря злые и уставшие. Обратно шли 3,5 часа, потратив около часа на поиски Паши. Придя в лагерь, Миха вылил всё, что он думал (о Паше) - наступила тишина. Поели, Миха ушёл спать.

Артём Сорокин

Среда - 15 августа

9 день.

В этот день меня разбудил дождь.

Вообще, у меня на природе обостряются все органы чувств и становится очень интересно наблюдать за собственными ощущениями.

Дождь уютно шуршал по крыше палатки. Почему крыше: Потому что я полюбила её ещё со сплава по Чусовой как походный домик, в который хочется возвращаться. Лёгкая, удобная, красивая, тщательно и критично выбираемая хозяином, - для меня она стала символом комфорта и безопасности.

А тем временем:снаружи раздавался топор дровосека: Это второй дежурный Денис горит желанием приготовить завтрак на костре. По-моему, это утопия:

Ну что ж:2 минуты в тепле и :меня встречает промозглое пасмурное утро:дежурство началось. Туристы спят, газовки журчат, дежурные мокнут.

Далее продолжу петь гимн нашей палатке. Наша замечательная во всех отношениях палатка вместила не только четыре больших рюкзака, четыре пары обуви, половину нашей команды, но и Дениса, колдующего над котлом с пюре вместе с салом и банкой сухарей ).

Я в это время готовила чай и пыталась поднять вторую непроснувшуюся половину.
Таким образом получился отличный завтрак, съеденный с удовольствием, причём большинство народа даже не вылезали из спальников ). Я осталась мокрая и довольная - приятно делать что-то полезное, особенно для кого-то.

Далее быстрые сборы, 'улитки' снова закинули свои домики на спины и на этот раз очень резво пошлёпали через лес за новыми открытиями. Мы шли вниз по Аккему, с сожалением пропустив радиалку в долину реки Ярлу, пока совсем не устали и не разбили лагерь. Все вещи промокли насквозь, сами мы замёрзли и зверски хотели есть. Был необходим большой костёр.

И, конечно, у нас всё получилось. Мы грелись у потрясающего костра, который называется нодья. Он собрал вокруг себя одиннадцать уставших туристов, придал сил и вернул осознание, что мы вместе, что мы едины, что жизнь прекрасна, он заставил вспомнить и прожить снова шаг за шагом предыдущие дни пути и помечтать о будущих:
Как же всё-таки важно хоть на один день уезжать на природу!!! Уезжать в тишину от суеты и надуманных проблем: Как я люблю сидеть у костра (или хотя бы у мангала с тлеющими углями), греться после прохладной водички, быть немного сонной и уставшей от плавания, смотреть на огонь: Люблю аромат шашлыка, смешанный с дымом, ветерком со стороны водоёма и духом, душой костра - люблю пропитываться от одежды до волос этим дыханием умиротворения и компанейского веселья, унося его с собой в шумный нелепый мегаполис.

Вот так - в лёгкой задумчивости - завершился 9 день похода по Алтаю.
Посылаю всем нежную улыбку и передаю следующему Бортовой Журнал.

Юлия Попова

Четверг - 16 августа

10 день.

Этот день наконец-то начался не с дождя. С утра дежурили два Алексея. Дрова были сухие, вода была близко, каша сготовилась хорошо. После завтрака все бодро собрались и двинулись вниз по реке. Мы с Ромой, вспоминая наказ Алексея не промахнуться мимо хорошей дороги, в каждом удобном месте пытались повернуть налево. Один из таких поворотов завёл нас на очень крупный курумник, откуда с трудом смогли спуститься, а Паша даже смозолил ногу: Дальше всё шло своим чередом. 'Лоси' неслись вперёд, Юля и Артём старались им подражать. Остальные медленно и верно, объедая все ягоды в округе, двигались вперёд. Хорошую дорогу мы всё-таки не пропустили и сразу попали в жуткую грязь. Я, как любой русский, радовался этой грязи, потому что чувствовал гордость за свою Родину. Тем более что на ногах у меня были удобные неопреновые носки и дорогу я не выбирал. Приятно было встречать иностранцев в шортах и белых кроссовках, всеми силами пытавшихся не испачкаться. Дорога была однообразная.

Для развлечения мы пытались сбивать шишки. Но они сбиваться не хотели. Пришлось собирать те, которые не доели белки. Всё было хорошо. Вверху жаркое солнце, внизу приятная грязь, справа внизу река. И так неожиданно мы вышли к Трём Берёзам, на поляне копытами вверх и с пивом в зубах нас ждали 'лоси' и те, кто старался на них походить. На поляне была конечная местного транспорта и киоск с фастфудом.

Мы покормились вкусными лепёшками и многой другой вкусной пищей и даже попили немного прекрасного сока. После еды мы полежали животами и ногами вверх, после чего 'лоси' поскакали дальше, а мы двинулись за ними. Дорога проходила по прекрасному полю. Вправо уходил Аккем. Мы сказали ему 'до свидания' и поплелись дальше. Затем случилось невероятное - 'улитки' на время обогнали 'лосей'. Правда, 'лоси' в это время лечили свои копыта. Но потом они их вылечили и поскакали дальше. Пройдя ещё пару километров, встали на стоянку. В качестве культурной программы на вечер решили выбрать заготовку дров. Мы обошли небольшой участок леса, объели несколько кустов с красной смородиной и наконец выбрали жертву - корень упавшего кедра, героически охраняемый осами. Одной рукой отбиваясь от ос, а второй держа пилу, мы смогли его завалить. В глаз схлопотал только Миша, да и то потому, что не спросил у ос разрешение покурить. Пока боролись с проклятым корнем, успели устать, и поэтому было решено плюнуть на костёр и идти спать. Перед сном нас посетили два бойца МЧС, их машина застряла на вершине перевала. Но в этот день встреча оказалась кратковременной, и мы отправились спать.

Алексей Карманов

Пятница - 17 августа

11 день.

Уже никто не помнит день недели. Утром солнце светит прямо в 'двери' палатки. Завтракаем с видом на поле конопли. До перевала по карте 2 км - для нас не расстояние. 'Команда лосей': я, Миха и Егор - собираемся и выдвигаемся раньше, как обычно. Договариваемся ждать всех на перевале. Он лесистый, и узнать его мы должны по деревьям с ленточками. Дорога хорошая - проходима даже для машин. Припекает солнце, я фотографирую берёзы, больше похожие на пальмы. Перевал возникает неожиданно, даже подъём кажется слишком простым. Наверху нас с радостью встречают МЧСцы. Их УАЗ сломался, и они ночуют на перевале. Сразу возникает кружка разбавленного спирта и поднос с закуской. От закуски не отказываюсь - хорошее сало с чесноком, помидоры, зелёный перец. Мы шумно разговариваем с МЧСцами, и подходящие люди группы легко включаются в этот разговор. Мы рассказываем про нашу группу и маршрут, а они делятся случаями из своей работы. Спирта у МЧСцев много, но мало питьевой воды, а так они устроились на перевале неплохо. Когда не пить становится совсем неприлично и тянет бежать дальше, я ухожу. Вперёд меня уходят Паша и Алексей Карманов, но я легко их обхожу на привале. Погода хорошая, отличные виды, широкая дорога, и отдыхать мне совсем не хочется. Природа всё больше похожа на привычные виды Урала, как будто идёшь по родному лесу погожим сентябрьским днём. Отличное настроение, хочется быть одному, чтобы лучше почувствовать единение с природой. И тут возникает Оно - поле. Это не просто поле, засеянное рожью, на котором пасутся кони и коровы. Никакая фотография или рассказ не передадут того чувства простора и свободы, которое появляется от ощущения лёгкого ветерка, слабого скрипа лямок рюкзака, стрекотания насекомых, созерцания дороги, уходящей на горизонте в лес, и гор, окружающих поле на севере и юге. Слегка щурюсь от яркого света, но не хочу доставать солнцезащитные очки, чтобы ничто не отделяло меня от этого мира. Позади вижу Алексея Карманова и Пашу, но не сбавляю шага, чтобы ни с кем не делить это Поле. Лес за полем тоже тянет путешествовать. У моста через Кучерлу меня бегом догоняют остатки 'лосиной группы': Миша и Егор. Миша с камерой в руках берёт интервью, снимает мост, речку Кучерлу. Всё - мы у цивилизации, ждём всю группу у берега на окраине первого населённого пункта - Кучерлы. Снова 'лосиная группа' уходит вперёд. Эти места нам знакомы. Кольцо маршрута замкнулось. До 'Высотника' в Тюлюке 2 км, и мы легко их преодолеваем. Это конец нашего путешествия. Разбиваем лагерь на 'Высотнике', погода радует нас солнцем. Загораем, сушим вещи. Вечером нас ждёт баня - первая возможность помыться не в ледяных водах горных рек и ручьёв, а утром - транспорт до Барнаула. Можно расслабиться. Я, Миша, Егор, Артём и Паша устраиваем поход в деревенский магазин. Он, конечно, оказывается пародией на супермаркет, где степлер лежит рядом с пивом. Тем не менее туристы с радостью разбирают всё. 'Задание партии' - полкило сахара взять не удастся, т.к. минимальная мера - 50 кг. На 'Высотнике' есть волейбольное поле, и те, кто соскучился по игре, с мячом уходят играть. Скоро образуются команды: я, Юля и Артём; Миша, Егор, Лена. Играем слабо, но интересно - пританцовываем, если забили мяч, и шутливо ругаемся на неудачи. Играем почти все босиком, любимые берцы уже можно снять и убрать в рюкзак до конца поездки. Общий счёт 2:1 в нашу пользу, кажется, никто не обижен, никто не проиграл. Праздничный ужин по поводу возвращения к цивилизации. Баня переносится на 2 часа раньше - с 11 до часу. 'Привет шахтёрам' - выкрикивают из кафе, когда мы колонной идём на помывку. На 'Высотнике' людно. Можно долго критиковать баню на базе, но очень приятно распариться, смыть 'загар', быстро добежать до палатки и лечь спать, завершив этим 11 день.